ENG

Что нужно знать об электронной подписи

Дата публикации: 27.07.2021 08:56 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Межрайонная ИФНС России № 10 по Приморскому краю информирует: электронная подпись - это цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которого можно подписывать электронные документы. Такая подпись гарантирует, что документ исходит от конкретного лица, а для ряда электронных подписей - также то, что в него не вносились изменения с того момента, как он был подписан.

С технической точки зрения электронная подпись представляет собой определенную информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемой информации (п. 1 ст. 2 Закона об электронной подписи). На документе электронная подпись может выглядеть как набор символов, штамп с подписью и печатью или же вовсе быть невидимой.

Иногда электронной подписью называют материальный носитель, который выдается владельцам усиленных электронных подписей. Чаще всего это USB-флешка.

Законом определено понятие метки доверенного времени. Метка представляет собой информацию в электронной форме о том, когда (дата, время) документ был подписан электронной подписью. Метку создает и проверяет доверенная третья сторона, удостоверяющий центр или оператор информационной системы в порядке, установленном Минцифры России (п. 19 ст. 2 Закона об электронной подписи).

Выделяют простые и усиленные электронные подписи.

Простая электронная подпись - наименее защищенный вид подписи. Для подтверждения того, что такая подпись сформирована конкретным лицом, используются коды, пароли или аналогичные средства (ч. 2 ст. 5 Закона об электронной подписи). Например, это могут быть логин и пароль для входа на сайт или код, направленный в СМС-сообщении.

Простая подпись приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом, нормативным актом Банка России или соглашением лиц, которые собираются обмениваться электронными документами, в том числе правилами платежных систем (ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи).

Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Их получают в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи (ч. 1, п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 5 Закона об электронной подписи). То есть эти подписи работают по принципу шифрования информации.

Неквалифицированная подпись надежнее простой, однако, как и простая, она приравнивается к собственноручной, только если это предусмотрено нормативным правовым актом или соглашением. Ее вправе выдавать любой удостоверяющий центр.

Квалифицированная подпись - самый надежный вид подписи. Она автоматически приравнивается к собственноручной. Такая подпись обязательно должна иметь квалифицированный сертификат, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.

С 01.01.2022 по общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели могут применять квалифицированную ЭП (КЭП), квалифицированный сертификат которой выдает только удостоверяющий центр ФНС России (ч. 1 ст. 17.2, п. 1 ст. 17.3 Закона об электронной подписи в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ). 01.01.2022 закончится срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами.

С 01.07.2021 получить КЭП бесплатно можно будет в удостоверяющем центре ФНС России с учетом следующего:
  • центр выдает квалифицированные сертификаты только юридические лицам (как правило, лицу, имеющему право действовать от имени юридические лица без доверенности), ИП и нотариусам;
  • квалифицированные сертификаты выпускаются по предварительной записи на основании заявления на выпуск КЭП. Предварительно нужно предъявить паспорт, СНИЛС и пройти процедуру идентификации;
  • для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Удостоверяющий центр ФНС России поддерживает ключевые носители определенного формата.
С помощью электронных подписей можно значительно упростить и ускорить документооборот. В связи с этим их широко применяют в самых разных областях.

Простую электронную подпись чаще всего используют граждане для подтверждения банковских операций и получения ряда госуслуг. Организации нередко используют ее во внутреннем электронном документообороте. В частности, идентификация лица производится с помощью корпоративной электронной почты.

Усиленная электронная подпись используется, в частности:
  • для сдачи отчетности в электронном виде (например, в налоговую, пенсионный фонд);
  • подачи документов в суд;
  • участия в электронных торгах;
  • получения госуслуг;
  • организации документооборота внутри организации, а также с ее контрагентами (например, для подписания договоров с ними).
В большинстве указанных случаев закон требует использовать усиленную квалифицированную подпись.

Неквалифицированная подпись в основном применяется во внутреннем документообороте организации, а также во взаимоотношениях с контрагентами.