ENG

Налоговые споры можно решить, не доводя до судебного разбирательства

Дата публикации: 16.05.2023 06:53

Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю напоминает, что нормативной базой, регламентирующей досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в основном являются ст. 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В настоящее время действует обязательный досудебный порядок разрешения налоговых споров. Прежде чем обратиться в суд, необходимо изначально обжаловать акт налогового органа или действия (бездействие) должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган.

В ст. 138 НК РФ закреплено два вида обращений в вышестоящий налоговый орган:
  • Жалоба - обращение в связи с обжалованием вступивших в законную силу ненормативных актов, действий или бездействия налоговых органов;
  • Апелляционная жалоба - обращение в вышестоящий налоговый орган в связи с обжалованием не вступившего в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности.
Начиная с 17.03.2021, налогоплательщик вправе отозвать поданную им любую жалобу, однако в будущем он будет лишен права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям и в том же порядке.

Досудебный порядок обжалования не заменяет правосудие и не лишает права на судебную защиту.

Из правил об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров существуют исключения. А именно, соблюдение обязательного досудебного порядка не требуется по делам об оспаривании решения вышестоящего налогового органа, принятого по результатам рассмотрения любой из жалоб (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Все жалобы, подаваемые в рамках НК РФ, а также заявления о приостановлении исполнения обжалуемых решений в целях ускорения их получения налоговым органом могут направляться налогоплательщиками в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.(ссылка)

Также следует отметить, что официальный сайт ФНС России снабжен сервисом для дальнейшего отслеживания жалобы «Узнать о жалобе», предоставляющим организациям и физическим лицам возможность получать информацию о ходе и результатах их рассмотрения обращений (жалоб, заявлений, предложений).