25 Приморский край
Дата публикации: 29.04.2011
Издание: Коммерсант.ru
Тема: Налоги
Источник: 
http://www.kommersant.ru/doc-rss/1633479
Общий объем информационных ресурсов Федеральной налоговой службы (ФНС) на сегодняшний день составляет 300 терабайт и к 2020 году должен увеличиться еще в семь–десять раз, сообщил в пятницу замруководителя ФНС Андрей Петрушин. Более краткосрочные планы ФНС — запуск электронной госрегистрации компаний, а также налаживание приема от налогоплательщиков в электронном виде счетов-фактур, а также документов на возмещение НДС.
Как пояснил курирующий информатизацию в ФНС Андрей Петрушин, в целом в ресурсах службы накоплены данные о 130 млн физических лиц—гражданах РФ (всего население страны — 142 млн человек.— “Ъ”) и о 200 тыс. иностранцев. В конце июня им будет предложен доступ ко второй версии «личного кабинета налогоплательщика» — в нем будет отражены не только суммы задолженности (как сейчас), но и вся информация об имуществе, послужившем базой для расчета фискальных платежей. Не покидая компьютера, налоги можно будет и заплатить — пока через систему «Сбербанк-онлайн», далее — и через другие банки. Как сообщил господин Петрушин, Сбербанк согласился взять расходы, возникающие у него при проведении онлайн-платежей на себя. Вариантов у банка, впрочем, не было — взимание комиссии за уплату налогов законодательством запрещено.
Для компаний у ФНС также есть IT-новости. Начальник управления информатизации службы Виталий Колесников сообщил, что в среднесрочной перспективе может быть налажен прием документов на возмещение НДС экспортерам в электронном виде. Это будет возможно при трех условиях: наличие электронной таможенной декларации, подтверждение в таком же виде факта вывоза товара за рубеж и, наконец, пересылка из ФТС по сетям связи документов, которые экспортер представлял таможенной службе. Последние при этом должны быть заверены электронной цифровой подписью (ЭЦП) таможенного офицера. «Пока далеко не все они имеют ЭЦП, но они над этим работают»,— добавил Виталий Колесников. Также, по его словам, предстоит понять, что делать с затратами, которые будут нести таможенники при сканировании и пересылке большого числа документов.
Другое, более близкое по времени исполнения новшество — возможность представления в налоговые органы счетов-фактур в электронном виде. Сейчас компании выписывают друг другу порядка 15 млрд таких документов в год, и часть из них для целей контроля запрашивает налоговая служба. «Это треть всех истребуемых налоговыми органами документов. Нам эти грузовики бумаг не нужны»,— говорит господин Колесников. По его словам, соответствующий приказ Минфина уже готов и направлен на регистрацию в Минюст — обмен счетами-фактурами по сетям связи может начаться уже к концу года.
Уже стартовавший в Москве пилотный проект — электронная регистрация компаний. По словам представителя службы, уже состоялись первые два десятка регистраций индивидуальных предпринимателей без похода в налоговые органы (для этого им понадобилась личная электронная подпись). Полторы недели назад прошла и первая регистрация юридического лица — через имеющего ЭЦП нотариуса. Пока, по словам Виталия Колесникова, цифровые подписи есть у пяти нотариусов, однако это профессиональное сообщество обещает ФНС до конца года «оцифровать» всех 7,5 тыс. работающих в РФ нотариусов. «Даже если это будет исполнено наполовину, то это огромное дело»,— говорит глава управления.
По части уже давно применяемой практики сдачи налоговой отчетности в электронном виде ФНС сообщает, что таким способом перед ней сейчас отчитываются 62% «живых», то есть реально действующих юридических лиц. Напомним, в обязательном порядке электронную отчетность сейчас сдают организации, в которых трудятся свыше ста человек (это лишь 8% налогоплательщиков), более мелкие компании делают это на добровольной основе. Цель службы — 80% к 2015 году. «100% никогда не будет, и мы к этому не стремимся, — говорит Виталий Колесников.— Мы понимаем, что это платная опция (кроме компьютера, нужно еще иметь ЭЦП и контракт со спецоператором связи.— “Ъ”) не может быть востребована всеми».