ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информацией в УФНС России по Ставропольскому краю и территориальных органах ФНС России по Ставропольскому краю в 2023 году

Дата публикации: 09.01.2024 16:19

В УФНС России по Ставропольскому краю (далее - Управление) в 2023 году поступило на рассмотрение 4617 обращений граждан. В территориальные органы ФНС России по Ставропольскому краю (далее - Инспекции) поступило 53526 заявлений граждан.

Анализ тематики поступивших заявлений граждан (далее - ЗГ) выявил наиболее значимые для налогоплательщиков вопросы.

Наибольшее количество обращений граждан, поступивших в Управление, содержали вопросы обжалования решений и действий (бездействия) – 1196 (26%). Вопросы задолженности по налогам и сборам интересовали 766 заявителей (16,5%). Вопросы о налогообложении физических лиц поступили от 374 заявителей (8 процентов).

Основной причиной роста количества обращений по вопросам задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов стали изменения в законодательстве о налогах и сборах, вступившие
в силу 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона
от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и введение института Единого налогового счета. Значительная доля обращений приходится на вопросы о задолженности по налоговым платежам, в том числе об отсутствии информации об уплаченных платежах в личном кабинете. Заявители также в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующего декларирования в установленном законом порядке. По всем обращениям проведены соответствующие надзорные мероприятия.

Общим отделом Управления проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе Инспекций.

В Инспекции в 2023 году поступило 53526 заявлений. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года их количество увеличилось на 43 % (в 2022 году в Инспекции края поступило 29796 ЗГ).

Большая часть заявлений налогоплательщиков были направлены через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН) – 35682 (68,5%).

Анализ тематики показал что, в 2023 году существенный удельный вес составляли вопросы по различным аспектам организации работы с налогоплательщиками 16415 ЗГ (30,6 процента).

По вопросу задолженности по налогам и сборам в Инспекции поступило 9425 обращений, что составляет 17,6% от общего числа. Гражданами затрагивались вопросы о проведении сверки расчетов и выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и штрафам, уточнялись сведения о задолженности, содержащиеся в личных кабинетах ФЛ.

Весомая доля обращений граждан касалась налогообложения физических лиц. По вопросу администрирования НДФЛ поступило 7863 обращения (14,6%), налога на имущество – 3584 (6,6%), транспортного налога - 1815 обращений (3,3%), земельного налога - 1573 (2,9 %).

С просьбой вернуть или зачесть излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, сборов, взносов, пеней, и штрафов обратилось 4515 заявителей (8,4%).

Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполняются в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в Управлении, а также в Инспекциях ежемесячно докладывается руководству УФНС России по Ставропольскому краю.

Для сокращения количества обращений граждан по вопросам введения института Единого налогового счета, в налоговых органах Ставропольского края проводится большая работа по информированию налогоплательщиков, в том числе о сервисах ФНС России, с помощью которых можно обратиться в налоговые органы. Создаются комфортные условия для граждан, обратившихся в налоговые органы. Проведены мероприятия по формированию и направлению информационных сообщений о состоянии расчетов с бюджетом в отношении всех категорий налогоплательщиков, размещены брошюры «ЕНС 36.6 – Здоровый расчет по налогам» и буклеты «Преимущества ЕНС» в операционных залах территориальных налоговых органов, офисах многофункциональных центров (МФЦ), кредитных организациях, на стендах и интернет-сайтах администраций муниципальных образований, неоднократно проводились совещания с представителями органов местного самоуправления и бизнес-сообществ.

На сегодняшний день продолжается работа по информированию налогоплательщиков, доводятся разъяснения на часто задаваемые вопросы.

Одним из эффективных инструментов информирования являются регулярные семинары для налогоплательщиков. В практику налоговых органов Ставропольского края взят опыт проведения совместных семинаров с другими органами исполнительной власти. Данное решение позволяет налогоплательщикам получить ответы на широкий спектр интересующих их вопросов. Так, на семинары приглашаются сотрудники Фонда социального страхования, Торгово-промышленной палаты Ставропольского края и др.

Проводится информирование налогоплательщиков посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС), что позволяет гарантировать доставку информации каждому налогоплательщику, сделать ее адресной.

Проведена информационная работа по популяризации получения госуслуг в электронном виде на Едином портале предоставления государственных и муниципальных услуг.

В целях улучшения качества предоставляемых услуг гражданам, устранения очередей в инспекциях, снижения количества конфликтных ситуаций, залы обслуживания налогоплательщиков инспекций края работают без перерыва. Во вторник и четверг рабочий день продлен до 20-00, а вторая и четвертая субботы месяца объявлены рабочими, в эти дни специалисты оперзалов налоговых инспекций работают с 10-00 до 15-00.

Во всех территориальных налоговых органах Ставропольского края, включая территориально-обособленные рабочие места, работают телефоны для оперативного информирования налогоплательщиков.

Большое внимание налоговых органов Ставропольского края будет и далее направлено на повышение уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, оказываемых налоговыми органами, а также на постоянный контроль соблюдения качества, достоверности и полноты ответов, направляемых сотрудниками налоговых органов Ставропольского края, на письменные обращения граждан.