Дата публикации: 01.07.2021 02:19 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
С 17 марта 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым налогоплательщик, согласно ст. 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), может подать жалобу (апелляционную жалобу) в письменной форме, подписанную заявителем или его представителем.
При этом, в случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
Также ст. 139.2 НК РФ предусмотрена подача налогоплательщиком жалобы (апелляционной жалобы) в электронной форме. Сделать это можно только двумя способами: по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронная подпись), признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Таким образом, направляя жалобу в электронной форме, необходимо обязательно подписать ее электронной подписью.
Иного способа подачи жалобы, подлежащей рассмотрению в порядке ст. 139.2 НК РФ, не предусмотрено, в том числе через портал государственных услуг, различные электронные сервисы органов власти, электронную почту и иные электронные сервисы.
Обращаем внимание, что интернет-сервис «Обратиться в ФНС России» является дополнительным средством для направления в Федеральную налоговую службу в электронном виде обращений в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и запросов о предоставлении информации в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Следовательно, указанный сервис не может являться способом для подачи налогоплательщиком жалобы.
В соответствии с п. 14 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ.
Кроме того, изменения внесены в абз. 2 п. 7 ст. 138 НК РФ: «Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом, отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям и в том же порядке».
Таким образом, налогоплательщик вправе отозвать представленную им жалобу (апелляционную жалобу), но в дальнейшем он лишается права представить такую жалобу повторно.