ENG

На публичных обсуждениях рассмотрели полномочия налоговых органов по принятию обеспечительных мер в целях взыскания налоговых долгов

Дата публикации: 03.12.2021 03:20 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

На публичных обсуждениях начальник отдела урегулирования задолженности УФНС России по Амурской области  рассказала, в каких случаях налоговый орган вправе воспользоваться правом о принятии обеспечительных мер, и как этого избежать.

Обеспечительные меры – это предусмотренные налоговым законодательством временные меры защиты, которые налоговый орган вправе применить  исключительно при наличии достаточных оснований полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем взыскание налоговых платежей по причине отчуждения (или иного вывода) налогоплательщиком своих активов. 

Елена Ивановна объяснила, что НК РФ установлены два вида обеспечительных мер. В их числе арест имущества (применяется в соответствии со ст. 77 НК РФ в целях исполнения решения о взыскании налоговой задолженности за счет денежных средств) и решение о принятии обеспечительных мер для приведения в действие решения, вынесенного по результатам проведения налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ).

По заявлению налогоплательщика, в отношении имущества которого был наложен арест, налоговый орган вправе заменить данную обеспечительную меру на банковскую гарантию, отвечающую требованиям, установленным статьей 74.1  НК РФ; залог имущества налогоплательщика-организации, оформленный договором залога; поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 НК РФ.

Решение о принятии обеспечительных мер предусматривает собой:
  • запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который производится последовательно в отношении недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг,  иного имущества, в том числе дебиторской задолженности (за исключением готовой продукции, сырья и материалов) и пр. 
  • приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ. 
По заявлению лица налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 ст. 76 НК РФ, на банковскую гарантию; залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ; поручительство третьего лица.

В случае неуплаты в течение одного месяца налоговой задолженности, указанной в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии со ст. 77 НК РФ, либо вступления в силу решения, вынесенного по результатам налоговой проверки, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, имущество, в отношении которого применены обеспечительные меры, признается находящимся в залоге у налогового органа на основании закона и налоговый орган наделяется статусом залогового кредитора в делах о банкротстве.

Таким образом, подытожила Елена Ивановна, меры, принятые налоговым органом в рамках обеспечительных на имущество организаций, а также на расчётные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводят к крайне неблагоприятным последствиям для бизнеса.

Во избежание подобных ситуаций рекомендуем неукоснительно соблюдать требования налогового законодательства и периодически уточнять состояние налоговых обязательств посредством проведения сверки расчетов по налогам, а также анализа информации в электронном сервисе «Личный кабинет» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.