ENG

Участникам системы прослеживаемости товаров объяснили, как не допускать ошибок при формировании отчетности

Дата публикации: 14.02.2022 03:14

На публичных обсуждениях, которые прошли в УФНС России по Амурской области 10 февраля 2022 года, исполняющий обязанности начальника отдела камерального контроля Управления Ольга Прокопенко не только остановилась на основных положениях национальной системы прослеживаемости товаров, но и пояснила, как не допускать ошибки при формировании и направлении документов.

Ольга Леонидовна начала выступление с цифр: за время функционирования в национальную систему прослеживаемости поступила информация о более 1 300 товарных партиях от 161 налогоплательщика, зарегистрированного в Амурской области.

Неправильное оформление отчетности и документов в национальной системе прослеживаемости может привести к формированию необоснованных остатков товаров у поставщиков и возникновению расхождений в национальной системе прослеживаемости товаров.

Большинство расхождений можно устранить путем подачи корректировочных отчетов, уточненных налоговых деклараций по НДС и уведомлений об остатках прослеживаемых товаров.

Спикер разобрала вместе с налогоплательщиками наиболее часто встречающиеся ошибки при формировании и направлении уведомлений, отчетов и деклараций.

Вначале разговор шел об ошибках при формировании уведомления. «Первая ошибка - формирование уведомления об остатках в отношении товаров, ввезенных после 8 июля 2021 года», - проинформировала представитель Управления. Для исправления данного несоответствия участникам оборота прослеживаемых товаров необходимо направлять отчет об операциях с прослеживаемыми товарами, либо налоговую декларацию по НДС. 

Вторая ошибка – представление первичного уведомления об остатках товаров с номером и датой, ранее зафиксированными в системе. В данном случае система выдает ошибку и не формирует регистрационный номер партии товара. Необходимо при заполнении уведомления об остатках указывать уникальные номер и дату. То есть, от одной даты не может быть два уведомления с одним и  тем же номером.

Следующая ошибка заключается в том, что корректировочное уведомление об остатках представляется при отсутствии первичного уведомления с аналогичными номером и датой. При заполнении корректировочного уведомления необходимо соблюдать правила заполнения трех первых строк:
  • строка 1 "Номер уведомления" - указывается дата первичного уведомления;
  • строка 2 "Дата уведомления" - указывается дата первичного уведомления;
  • строка 3 "Номер корректировки" - указывается номер актуального корректировочного документа.
Затем Ольга Леонидовна рассказал об ошибках при формировании отчетности:
  •  необоснованное включение в отчет сведений об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. 
«Конечно, есть исключения из правил, когда плательщики НДС должны представлять отчет об операциях с прослеживаемыми товарами. Эти исключения установлены положением абзаца третьего пункта 33 Положения о национальной системе прослеживаемости», - пояснила докладчик.
  • не отражение реализации товара, подлежащего прослеживаемости, в ежеквартальной отчетности.
Чтобы минимизировать расхождения и риски в национальной системе прослеживаемости товаров, участники оборота прослеживаемых товаров должны при их реализации в книге продаж заполнять графы 20-23, либо в отчете - графы 10-12. 

При выявлении в уже представленной налоговой отчетности несоответствий необходимо направить уточненную налоговую декларацию или корректировочный отчет с заполненными сведениями о прослеживаемых товарах.
  • не указание реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах.
Участники оборота должны при реализации прослеживаемого товара заполнять графы 11, 12, 12а, 13 счета-фактуры, в которых указываются сведения о реквизитах прослеживаемости.

В завершение своего доклада Ольга Леонидовна напомнила, что с 1 июля 2022 года в проекте Федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ предусматривается административная ответственность за непредставление отчета об операциях с прослеживаемыми товарами, за не указание сведений о реквизитах прослеживаемости в счетах-фактурах, за ненадлежащее выполнение налогоплательщиками требований о представлении информации, необходимой для осуществления прослеживаемости.