ENG

Андрей Маркелов: «Будущее налогового администрирования — за бесконтактными технологиями»

32 Брянская область

Дата публикации: 20.11.2020

Издание: Журнал Брянской торгово-промышленной палаты «Деловой Брянск» №3 2020
Тема: Итоги работы налоговых органов
Источник:  https://bryansk.tpprf.ru/ru/publications/

В этом году Федеральной налоговой службе исполнится 30 лет. Пройден непростой путь становления и развития, в результате которого она превратилась  в передовую технологическую структуру, занимающую лидирующие позиции в мире.

Какие изменения происходят в налоговых органах сегодня? Какие цели поставлены перед ними? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Брянской области Андреем Маркеловым.

Андрей Александрович, мы беседуем с Вами в преддверии вашего профессионального праздника - Дня работника налоговых органов Российской Федерации, который ежегодно отмечается 21 ноября. В связи с этим разрешите начать наше интервью с поздравлений.

Маркелов. Сегодня ФНС России справедливо считается одним из ключевых звеньев обеспечения стабильного функционирования финансовой системы страны. Совершенствуются механизмы налогового администрирования, применяются современные информационные технологии, упрощающие взаимодействие с налогоплательщиками и сохраняющие тем самым время и затраты граждан и бизнеса.

Эту сложную и важную работу каждый день выполняете вы, дорогие коллеги! Примите искренние слова благодарности за ваше трудолюбие, упорство в достижении целей и неравнодушие. Желаю вам и вашим семьям здоровья, благополучия, гармонии, успешной самореализации и оптимизма!

Отдельные слова признательности и благодарности - нашим ветеранам,  тем, кто создавал налоговую службу 30 лет назад. Могу с уверенность сказать, что каждый, кто работал в Службе, навсегда становится частью коллектива.

Прошедшие 30 лет были временем постоянных реформ как в сфере налогового законодательства, так и самой системы налоговых органов. Но рано ставить точку. Вы продолжаете запускать новые проекты, ваши IT-решения признаны профессиональным сообществом одними из лучших в мире.

Праздничная дата — это прекрасная возможность рассказать о достижениях службы, о влиянии современных технологий на налоговое администрирование и о подходах ведомства к работе с налогоплательщиками.

Маркелов. Сейчас служба продолжает активно внедрять информационные технологии в налоговое администрирование, которые помогают гражданам взаимодействовать с налоговыми органами просто и удобно. Остановлюсь на наиболее значимых из них.

Реформа контрольно-кассовой техники стала частью стратегии ФНС России по цифровой трансформации налогового администрирования. За последние пять лет произошли глобальные преобразования в законодательстве о применении ККТ, завершено три этапа реформы порядка применения касс. В ее основе – технология передачи информации о расчетах налоговым органам в режиме реального времени.

Прозрачность расчетов, которую обеспечила реформа касс, позволила с 1 июля этого года отменить обязанность представления налоговой декларации для плательщиков УСН (с объектом налогообложения «доходы»), которые применяют онлайн-кассы. Налоговый орган будет самостоятельно рассчитывать налог на основе фискальных документов, поступающих от онлайн-кассы.

Используя передовые ИТ-технологии и системное проектное управление, ФНС России создала уникальную автоматизированную систему контроля за налогом на добавленную стоимость (АСК «НДС-2»).

Система выявляет так называемые «налоговые разрывы» на любом этапе взаимоотношений налогоплательщика и контрагента, позволяет в режиме «реального времени» анализировать товарные и денежные потоки, предъявлять налогоплательщикам обоснованные претензии в случае уклонения от уплаты налогов, не допуская дальнейшего распространения выявляемых схем.

Для самозанятых налогоплательщиков ФНС России создано мобильное приложение «Мой налог» — удобный инструмент, при использовании которого присутствие государства незаметно. Чтобы стать самозанятым, не нужно получать статус индивидуального предпринимателя, взаимодействие с налоговым органом, в том числе регистрация, происходят в мобильном приложении из любого удобного места в любое удобное время.

Будущее налогового администрирования — за бесконтактными технологиями. Цифровизация сервисов дает возможность не только сократить издержки на налоговое администрирование и повысить собираемость налогов, но и позволяет налогоплательщикам выполнять свои обязанности в более удобном формате.

Андрей Александрович, в этом году из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работают налоговые органы. Расскажите подробнее о мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам региона в связи с распространением пандемии

Маркелов. Именно высокий уровень цифровой зрелости позволил Налоговой службе в период пандемии трансформироваться из фискального ведомства в социальное, чтобы оказать адресную помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям и социально ориентированным некоммерческим организациям из наиболее пострадавших отраслей экономики.

В связи с распространением пандемии налогоплательщикам были оказаны следующие меры поддержки:

•  субсидии на сохранение численности работающего персонала получили 10 082 компании Брянской области с 29 973 работниками на 712 млн рублей;

•  субсидии на дезинфекцию и профилактику – 1 550 компаний с 6202 сотрудниками на 40 млн рублей;

•  освобождение от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года получили 10697 субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций (9235 ИП и 1462 ЮЛ) на 176 млн рублей налогов и 133 млн рублей страховых взносов по уже поданным декларациям;

•  отсрочки по уплате налогов были предоставлены 27 налогоплательщикам на 15,4 млн рублей.

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета при областном налоговом управлении был создан Ситуационный центр. За весь период в него поступило более 200 письменных обращений налогоплательщиков. Эта информация в том числе позволила Правительству Брянской области выработать необходимые решения по поддержке бизнеса.

Важным фактором для развития предпринимательства в регионе является  «чистота» бизнес- среды. Как обстоят с этим дела в нашей области?

Маркелов. На территории Брянской области на постоянной основе ведется работа по обеспечению достоверности государственных реестров и пресечению регистрации и деятельности организаций, имеющих признаки фиктивности, такие как массовый руководитель/участник и массовый адрес.

В рамках полномочий принимаются меры, исключающие возможность деятельности недобросовестных налогоплательщиков, использующих схемы ухода от налогообложения, создавая условия для формирования чистой, справедливой, конкурентной среды для ведения честного бизнеса.

Такие меры, как пресечение фиктивной миграции и реорганизации юридических лиц, внесение в реестр записей о недостоверности сведений, а также исключение из реестра недействующих юридических лиц и юридических лиц с записью о недостоверности направлены на противодействие неблагонадежным компаниям с использованием механизмов государственной регистрации и создания «чистотой среды».

В результате проведенных мероприятий по противодействию злоупотреблениям в сфере государственной регистрации налоговые органы Брянской области достигли 1 места по Российской Федерации по показателям достоверности реестров и повышения качества оказания государственных услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Наполняемость регионального и местных бюджетов не в малой степени зависит от налоговых поступлений. Каких результатов удалось добиться налоговым органам Брянской области в этом направлении?

Маркелов. Повышая качество и эффективность работы, мы успешно решаем свою главную задачу — обеспечение бюджетов всех уровней доходами в полном объеме.

Из года в год в регионе растет собираемость имущественных налогов, которые являются основным источником формирования доходов местных и регионального бюджетов. В этом году говорить о результатах еще рано, так как рассылка сводных налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов за 2019 год началась только в октябре, срок уплаты - 1 декабря. А в 2019 году поступления имущественных налогов составили 1,8 млрд рублей - на 118 млн рублей или на 7% больше по сравнению с 2018 годом. И это во многом результат слаженного взаимодействия налоговых органов с региональными и местными органами власти. 

ФНС России сегодня – это инновационное ведомство, которое оказывает услуги на современном уровне, а это означает совершенно новый уровень подготовки специалистов. Где готовят будущих сотрудников вашего ведомства?

Маркелов. Их готовят несколько региональных ВУЗов, с которыми мы поддерживаем партнерские отношения. Студенты проходят у нас практику, участвуют в ежегодных налоговых олимпиадах, лучших ребят мы охотно берем на работу. В областном налоговом управлении и инспекциях Брянской области работает много молодых специалистов, которые в полной мере реализуют свои навыки и компетенции.

Всего же в налоговых органах области сегодня работает более тысячи человек. При этом 30 сотрудников добросовестно трудятся в налоговых органах области с момента основания в 1990 году и до сегодняшнего дня.

Наши специалисты участвуют в программах профессионального развития сотрудников ФНС России. В 2019 году двое сотрудников УФНС России по Брянской области стали победителями кадрового проекта службы «Сделай карьеру сам!». Проект дает возможность молодежи, которая работает в налоговых органах, проявить себя, реализовать свой потенциал, внести свежие идеи по совершенствованию налогового администрирования, подразумевая кадровый рост соискателей

Я желаю своим коллегам и в дальнейшем сохранять единение, позволяющее совмещать лучшие традиции, многолетние наработки и профессионализм с новыми взглядами, прогрессивными подходами и передовыми технологиями!