ENG

Электронные сервисы ФНС России для бизнеса

32 Брянская область

Дата публикации: 19.08.2022

Издание: журнал "Деловой Брянск" №4 2022
Тема: Электронные сервисы ФНС России
Источник:  https://bryansk.tpprf.ru/ru/mobile/publications/

Цифровизация госуслуг в России активно идет уже несколько лет, государственные сервисы становятся удобнее и доступнее. Лидером по количеству интерактивных сервисов среди органов государственной власти остается Федеральная налоговая служба.

Сегодня  на сайте ФНС России www.nalog.gov.ru реализовано более 70 онлайн сервисов, которые позволяют работать, решать различные вопросы без посещения инспекции из любой точки мира: от поиска нужной информации до регистрации бизнеса в режиме онлайн, от уплаты налогов до получения мер государственной поддержки. Это экономит время и финансы налогоплательщиков.

Рассмотрим самые полезные сервисы для бизнеса.

1. Личные кабинеты налогоплательщиков ЮЛ и ИП

Охватывает практически все вопросы, которые возникают у организаций и предпринимателей при взаимодействии с налоговыми органами. В них можно:

  • получать актуальную информацию о налоговой задолженности, о суммах начисленных и уплаченных налогов, о наличии переплат и невыясненных платежей и т.д.;
  • составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение невыясненного платежа, на уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, о зачете/возврате переплаты, на сверку расчетов с бюджетом;
  • получать справки  о состоянии расчетов с бюджетом и об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов;
  • регистрировать или снимать с учета ККТ;
  • направлять документы для государственной регистрации юридических лиц/индивидуальных предпринимателей или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • получать выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ в электронном виде.

Подробнее с функциями личных кабинетов можно познакомиться  в демо-версиях на страницах сервисов.

Получить доступ в личные кабинеты ЮЛ и ИП можно с помощью квалифицированной электронной цифровой подписи, которую теперь бесплатно выдают  налоговые органы.

Мобильное приложение «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» - это полноценный интерактивный офис, который существенно упрощает взаимодействие малого и среднего бизнеса с налоговыми органами. В последнее время в нем расширены платежные инструменты (онлайн-платежи, привязка карты). Также с помощью мобильного приложения можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Через приложение налоговые инспекции направляют пользователям push-уведомления о возникшей задолженности или выставленном требовании, сроках сдачи отчетности, о проведении тематических семинаров.

2. Государственная онлайн-регистрация бизнеса

Позволяет подготовить полный комплект документов для государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. Результат придет на указанный адрес электронной почты. Приятный бонус: при электронной регистрации госпошлину (800 рублей для ИП и 4000 рублей для ЮЛ) платить не нужно.

Важно: для подачи электронных документов через сайт ФНС России нужна квалифицированная электронная цифровая подпись.

3. Линейка налоговых калькуляторов, которые помогут рассчитать стоимость патента, страховые взносы или налоговую нагрузку для организаций на общем режиме налогообложения.

Выбрать наиболее выгодный режим налогообложения поможет калькулятор «Выбор подходящего режима налогообложения». Пользователь выбирает категорию, к которой относится (ИП, ЮЛ), размер дохода и количество наемных работников. В зависимости от этих параметров система предложит подходящие налоговые режимы, по каждому из которых представлена краткая справка и порядок перехода.

4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) – это открытая база данных, которую ведет Федеральная налоговая служба. Он содержит сведения о компаниях и ИП, относящихся к малому и среднему бизнесу.

Включение в реестр субъектов МСП – главное условие получения господдержки для бизнеса. Впервые реестр был сформирован в 2016 году и ранее обновлялся ежегодно. С 2020 года информация в реестре актуализируется ежемесячно, а это значит, что за поддержкой могут обратиться еще больше предпринимателей.

Реестр позволяет:

  • Получить доступ его участникам к мерам поддержки бизнеса – федеральным и региональным.
  • Упростить процесс поиска поставщиков
  • Упростить получение кредита или гарантийной поддержки для бизнеса
  • Предприятия могут сообщить о себе и дополнительную информацию – об участии в госзакупках и программах партнерства с крупными компаниями или данные о производстве инновационной и высокотехнологичной продукции.

Чтобы найти определенную компанию или проверить, входит ли ваша организация в реестр, достаточно ввести один из параметров: ИНН, ОГРН и ОГРНИП, название компании или ФИО предпринимателя. Также доступен расширенный поиск, например, по наличию лицензий.

В реестр автоматически попадают компании, которые своевременно предоставили в налоговую сведения о доходе за предыдущий год.

Также реестр учитывает информацию из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и данные, которые поступают в ФНС от других организаций в рамках информационного взаимодействия.

6. Получить бесплатную электронную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе можно в сервисе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде». 

Выписка/справка формируется в формате PDF с усиленной квалифицированной электронной подписью и ее визуализацию (в том числе при распечатывании выписки/справки).

Такие справки на бумажном носителе в инспекции можно получить только за плату: 200 рублей (при предоставлении сведений не позднее пяти дней) или 400 рублей (при предоставлении сведений не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган).

7. Сервис «Прозрачный бизнес» позволяет получить комплексную информацию о налогоплательщике-организации по заданным критериям, повысить свою защищенность при выборе контрагентов, проверить их надежность и платежеспособность.

Ресурс содержит информацию:

  • из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • из Реестра дисквалифицированных лиц;
  • из Единого реестра МСП;
  • о многократном участии физического лица в организациях;
  • об адресах массовой регистрации;
  • о применяемых специальных налоговых режимах;
  • о среднесписочной численности работников организации;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
  • сведения о налоговых правонарушениях организаций с указанием общего размера штрафа.

8. Сервис «Государственный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности» - это общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, раскрывающая текущие тренды их финансового состояния, развития регионов и секторов экономики.

Он объединяет всю бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, пояснения к ней и аудиторские заключения на одной площадке, к которой могут обращаться государственные органы, бизнес и граждане.

9. Через сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» можно сдать налоговые декларации  (кроме деклараций по НДС) и расчеты, минуя оператора электронного документооборота. Отчетность должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, которую можно бесплатно получить в налоговых органах.

До начала работы с сервисом бухгалтеру или директору нужно скачать на сайте ФНС России и установить программу для подготовки налоговой отчетности.

Ознакомиться со всеми электронными сервисами Федеральной налоговой службы можно на сайте ФНС России.