ENG

Изменения в порядке подачи и рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, планируемые в 2014 году

Дата публикации: 11.02.2013 12:28 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В последние несколько лет налоговые споры стали неотъемлемой частью взаимоотношений между налоговыми органами и предпринимателями и организациями.

Административный способ защиты своих прав предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему (не выполнившему) действие. Административный порядок – это упрощённое производство по поданной жалобе. Вместе с тем, он не отрицает возможности последующего обращения за защитой в суд.

В зависимости от объекта обжалования существуют следующие виды отношений по обжалованию:
- обжалование ненормативных актов налогового органа (решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые по результатам выездных, камеральных налоговых проверок или иных форм контроля, решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) и др.);

- обжалование действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов, которые могут выражаться в различного рода поступках: проведении контрольных мероприятий с нарушением установленных Налоговым кодексом Российской Федерации правил, порядком исчисления и направления налогоплательщикам налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и др.

Единственным условием для обращения с жалобой являются субъективные представления налогоплательщика о нарушении его права.

Правительством РФ 02.05.2012 были одобрены Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Одним из предлагаемых ФНС России изменений Налогового кодекса Российской Федерации является введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров, как по обжалованию актов налоговых органов, обязательное досудебное обжалование которых введено с 01.01.2009, так и для обжалования действий или бездействия их должностных лиц.

Введение обязательной досудебной процедуры урегулирования для всех категорий налоговых споров позволит уменьшить количество рассматриваемых налоговых споров в судах предположительно в 2 раза, а также расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов.

Кроме того, предлагается ввести ускоренную процедуру рассмотрения жалоб на акты ненормативного характера (за исключением решений о привлечении и об отказе в привлечении к налоговой ответственности), а также на действия и бездействие должностных лиц налогового органа, установив срок для рассмотрения таких жалоб – 15 дней. В настоящий момент этот срок составляет 1 месяц.