ENG

Облако в налогах. Михаил Мишустин о земле на Рублевке, доходах чиновников и увольнениях за хамство

Дата публикации: 21.11.2011

Издание: "Российская газета" - Федеральный выпуск №5637 (261)
Тема: Интервью
Источник:  http://rg.ru/2011/11/21/mishustin-dz.html


Сегодня в Москве открывается вторая Международная научно-практическая конференция "Налогообложение: современный взгляд". Приедут более 30 делегаций со всего мира во главе с первыми лицами налоговых администраций.

Накануне на "Деловом завтраке" в "РГ" побывал руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Говорили о налоге на роскошь, о новых схемах ухода бизнеса в тень и о технологиях, которые исключают личный контакт с налоговыми инспекторами.

Российская газета: Михаил Владимирович, с какими общими рисками сталкиваются сегодня налоговые органы?

Михаил Мишустин: Мир стоит перед проблемой глобализации, что означает возможность легкого перемещения капиталов через границы, перенесение центров прибыли в любую страну планеты, использование передовых информационных технологий. А это уже абсолютно другой взгляд на бизнес и, соответственно, на налогообложение. Россия - страна с развитым налоговым администрированием. Зарубежные коллеги нам доверяют. Чтобы познакомиться с работой службы, с односторонними визитами приезжают представители налоговых администраций Европы, Америки, Латинской Америки.
Видео: Наталья Ивановская

21 ноября исполняется 21 год со дня создания налоговых органов. Так что конференцию посвящаем этой дате. В этом году число иностранных делегаций налоговых администраций других стран и международных организаций возросло до 35. Будет 60 иностранных гостей. Среди них - Свейн Кристенсен, руководитель налоговой службы Норвегии и, одновременно, президент Европейской организации налоговых администраций, членом которой Россия стала в этом году. Айан Валентайн, заместитель руководителя налоговой службы Великобритании, Самуэль Марука, директор Департамента трансфертного ценообразования службы внутренних доходов США, Джеффри Оуэнс, директор Центра налоговой политики и администрирования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Российская Федерация взаимодействует с ОЭСР начиная с 1994 года. Переговоры о вступлении России в ОЭСР близки к завершению. Надеемся, уже в следующем году Россия станет полноправным членом организации! Кроме того, традиционно в конференции примут участие представители мировой экономической науки и крупнейшего бизнеса. При этом важно, что актуальные и интересные налоговые дискуссии состоятся сегодня именно на российской площадке.

РГ: На чем делаете акценты?

Мишустин: Перед налоговыми органами во всем мире всегда стоит достаточно сложная задача - соблюдать правильный баланс между фискальной и регулятивной функцией, предоставлением услуг и контролем, обеспечением благоприятного инвестиционного климата и противодействием налоговым злоупотреблениям.

В этом году мы хотим обсудить множество вопросов, будем говорить об инвестиционном климате и экономическом развитии. Несомненно, будут затронуты вопросы, касающиеся налоговой нагрузки. Налоговая политика, новые тенденции налогового реформирования, межгосударственное сотрудничество. Все это очень важно, если мы хотим идти в ногу со временем. Сегодня огромное внимание уделяется трансфертному ценообразованию. Это происходит во всем мире. И конечно, будет диалог и в этом направлении. Постараемся осветить проблемы, существующие в рамках создания международных финансовых центров. Это тоже достаточно широкая тема и ей будет уделено особое внимание.

Очень важной считаю тему Таможенного союза, и об этом тоже, несомненно, будем говорить. Будут затронуты многие актуальные для налоговой системы России вопросы и, конечно же, без внимания не останется тема 20-летия СНГ и 10-летия образования Координационного совета руководителей налоговых служб стран - участников СНГ, которые отмечаются в этом году.

Отдельно будем говорить о Конвенции между государствами - членами Совета Европы и государствами - членами ОЭСР по взаимной административной поддержке по вопросам налогообложения, которую Российская Федерация подписала 3 ноября этого года. На самом деле это важный многосторонний документ, который позволит Службе проводить совместные налоговые проверки с зарубежными партнерами, а также оказывать взаимную помощь во взыскании налоговой задолженности. Для нас это фактически означает начало нового этапа взаимодействия с зарубежными налоговыми органами при осуществлении налогового администрирования.

У нас будет достаточно широкая и насыщенная программа. Конечно, все проблемы невозможно обсудить в рамках одного такого мероприятия, но думаю, что наиболее остро стоящие вопросы можно и нужно обсуждать именно в таком формате и мы будем продолжать это делать.

Платеж на роскошь

РГ: В России не стихают слухи о введении налогов для "богатых". Какова ваша точка зрения? И как вы относитесь к идее введения прогрессивной шкалы подоходного налога? Можно ли ее расценивать как способ борьбы с дефицитом бюджета?

Мишустин: Без сомнения, люди с большим достатком должны больше платить, так как имеют совершенно другого уровня дома, квартиры, машины, некоторые летают на частных самолетах. Это должно облагаться налогом, который может называться "налогом на роскошь". И массовая оценка недвижимости позволит стране иметь такой налог, сторонником которого я являюсь.

По поводу "горбатой" шкалы. Мое мнение, что на текущий момент ее вводить не целесообразно. Во-первых, я не уверен, что общество к ней готово. Если сегодня декларации о доходах представляют только лица, с доходов которых не был удержан НДФЛ, то в случае введения прогрессивной шкалы это обязанность коснется гораздо большего круга лиц. Фактически потребуется переход на декларирование доходов всеми, кто имеет более одного источника доходов.

Во-вторых, единая основная ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов действует с 2001 года. Цифры показывают, что поступления налога не только не снизились, но и сохранился их темп роста. Зачем что-то менять? В-третьих, в связи с отменой единого социального налога и увеличением ставок страховых взносов сегодня нагрузка на фонд оплаты труда возросла. И в случае введения прогрессивной шкалы мы можем получить стремление налогоплательщиков всеми способами минимизировать "белый" доход. В-четвертых, Россия в отличие от других стран в этом году выходит на скромный, но профицит бюджета.

Впрочем, если решение по введению "горбатой" шкалы будет принято, ФНС готова перестроить свою работу применительно к новым правилам администрирования.

РГ: Богатый богатому - рознь. Простой пенсионер может владеть землей на Рублевке, доставшейся ему еще с советских времен. Или квартирой в дорогом районе Москвы. В этом случае недвижимость элитная, а доходы ниже средних. Как в этом случае решать проблему "налога на роскошь"?

Мишустин: Когда в "пилотном" режиме была проведена оценка земли в элитных поселках подмосковного Рублево-Успенского шоссе, стоимость земли там в десятки раз отличалась от соседних, более простых поселков. Однако ориентировочные ставки и подсчеты показали, что, к примеру, 6-10 соток самой дорогой земли на Рублевке обойдутся для владельцев не дороже эквивалента в 5 тысяч рублей налогов в год.

Если у человека нет и такого дохода, тогда, может быть, выгоднее продать и купить недвижимость в более скромном месте? При этом иметь деньги и на лечение, и на жизнь. Такие вещи экономически стимулируют. Такими методами в мире выравниваются налоги. С другой стороны, в нашем Налоговом кодексе есть норма о льготах определенным категориям налогоплательщиков. Пенсионерам, ветеранам. Кроме того, если мы говорим об элитных Рублевках, у их муниципалитетов большая доходная часть, а значит, местные власти способны позволить льготы. Вспомните, земельный налог ввели, значительно повысив доходную базу страны. А как боялись! Зато муниципалитеты получили возможность зарабатывать.

И еще. Налоги на недвижимое имущество в большинстве стран мира являются основными источниками доходов местных бюджетов. Так во Франции имущественные налоги формируют 51 процент доходов местных бюджетов, в США - 71 процент, в Великобритании, Ирландии и Австралии местные бюджеты в полном объеме формируются за счет имущественных налогов.

Имущественные налоги в доходах местных бюджетов Российской Федерации по итогам 2010 года составляют только 18 процентов. При этом размер налога на имущество физических лиц в 2010 году составил всего 15,6 миллиарда рублей в целом для страны, что является мизерной величиной.

Недостатком налога на имущество физических лиц являются не только мизерные сборы, зачастую сопоставимые с затратами на его администрирование, но и крайне несправедливое распределение налогового бремени на граждан по стране. Например, в 2010 году самая высокая налоговая нагрузка по этому налогу была в Калмыкии (784 рубля в год на налогоплательщика) и в Вологодской области (560 рублей). Для сравнения. В Москве, где самая дорогая недвижимость в стране, в прошлом году платили около 460 рублей на человека, в Санкт-Петербурге - 418 рублей. Самая низкая налоговая нагрузка в Псковской, Кировской и Магаданской областях (50,49 и 30 рублей соответственно). Перемены возможны только с введением рыночного налога на недвижимое имущество взамен ныне действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Ориентир введения такого налога по-прежнему - 2013 год.

Дотянуться до небес

РГ: Сегодня в ФНС работают над внедрением модели "облачных вычислений".

Мишустин: И не только мы. Модель сloud computing - один из основных трендов развития технологий. В авангарде применения "облачных" технологий идут США и Великобритания. На них перешло NASA. К 2015 году завершится переход на правительственное "облако" в Японии.

РГ: А зачем вам нужен этот "облачный" принцип?

Мишустин: В этом году мы приступили к созданию единого федерального хранилища данных (ФХД), самого современного центра обработки данных федерального уровня. Поднимаем информационные базы местного уровня на федеральный. В итоге инспектору в любой момент времени будет доступна полная и актуальная информация по любому контрагенту из любого региона России.

Нам необходима технология, построенная на "облачных" вычислениях. Что это означает? Из многообразия маленьких налоговых инспекций, где хранятся разрозненные и разные данные, мы будем их извлекать, очищать от ошибок, если таковые имеются, и концентрировать. Когда во многих точках много грязных данных и учетная информация растекается, вы же не можете это с легкостью исправить. А вот если соберете в одну точку, то она станет отправной для того, чтобы чистые данные растекались в соответствующие инспекции, в другие органы власти, которые с ними взаимодействуют.

Круглосуточные центры обработки данных будут строиться по самым современным технологиям, обрабатывать огромное количество информации, включая электронные счета-фактуры. Конкурсы уже объявлены. Сейчас нам нужны средства, энергетика для того, чтобы эти центры, которые виртуализируют наши сервисы, запустить в трех регионах: Московская область - Дубна, Нижний Новгород и Волгоград. Там, в центрах компетенции, будут обрабатывать лицевые счета, в том числе физических и юридических лиц на федеральном уровне. А налогоплательщику виртуализация сервисов поможет из любой точки планеты - раз и дотянуться до "облака" - виртуализированного сервиса налоговой службы России. И уплатить налоги.

Консолидация и интеграция данных, создание сверхбольших хранилищ данных помогут в дальнейшем практически полностью перейти и на бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками. В режиме так называемого "налогового автомата" будут рассчитываться, начисляться налоги, идти автоматизированный контроль отчетности. Единственное, когда вы сможете увидеть налогового инспектора, так это во время проверки.

РГ: Судебные приставы сейчас могут не выпустить человека за границу, если у него есть долги по налогам. Ваша служба выступила с инициативой дать людям возможность оплатить долг в аэропорту. Летом такой эксперимент провели. А что дальше?

Мишустин: Министерство юстиции с учетом мнения Федеральной службы судебных приставов и ФНС России подготовило законопроект, который будет направлен Минюстом России в правительство РФ для внесения в Госдуму. Сейчас тестируется система электронного взаимодействия между ФНС и ФССП, при использовании которой сведения о погашении задолженности будут представляться приставам в режиме реального времени. В том числе через Интернет. Так что решение проблемы - дело ближайшего времени. Со стороны ФНС России нет препятствий. Наша позиция - остановка на границе - жесткая мера. Особенно если налоговое уведомление человек не получил по каким-то независящим от него причинам. Знаю, что служба судебных приставов дала указание лояльно относиться к гражданам, которые покидают пределы страны.

"Схемщики" предпочитают спиртное

РГ: Требует ли, на ваш взгляд, изменений процедура предоставления налоговых деклараций чиновниками?

Мишустин: Госслужащие представляют справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по законодательству о противодействии коррупции. Каждый обязан представить в отдел кадров своего министерства или ведомства в срок до 30 апреля такую справку. Обязанность представления таких справок связана исключительно со статусом государственного служащего, а не с его обязанностями как налогоплательщика.

Что касается совершенствования процедуры подачи таких сведений, то здесь проблема в том, что нет четкой регламентации заполнения справки, что приводит к многочисленным ошибкам и неточностям. Более того, также затрудняет проверку содержащихся в ней сведений, отсутствие возможности их автоматизированной обработки. Если справка будет заполняться в электронном заданном формате, то это позволит наладить четкое взаимодействие всех ведомств. Каждое будет отвечать за проверку той информации, правообладателем которой является.

РГ: Скажите, в целом по России налоговая задолженность предприятий снижается или растет?

Мишустин: Есть тенденция к снижению. С начала года она снизилась на 103 миллиарда рублей, или на 8 процентов, и на 1 октября 2011 года составила 1 триллион 173 миллиарда рублей. При этом, если в 2004 году отношение задолженности к ВВП составляло 14 процентов, то в 2010 году - только 2,8 процента.

По этому показателю Россия находится на уровне развитых стран. Все это следствие эффективных мер налогового администрирования. Устойчивая тенденция высоких темпов роста налоговых поступлений (в федеральный бюджет в январе - сентябре они выросли в 1,4 раза) позволяет прогнозировать исполнение увеличенного бюджета. По факту за 10 месяцев он исполнен на 84 процента. Тем самым мы выполняем задачу выйти в этом году на бездефицитный бюджет.

РГ: Тем не менее не раз заявлялось, что потенциал в администрировании налогов большой. Счетная палата, например, критикует ФНС за плохую собираемость акцизов на алкоголь.

Мишустин: Без сомнения, всегда есть, к чему стремиться. Надо искать в администрировании дополнительные источники собираемости налогов. За счет принятия соответствующих законов, борьбы с фирмами-однодневками. Мы с помощником президента Аркадием Дворковичем провели недавно двухчасовую беседу на эту тему. И открыты для любых советов. Понятно, что улучшать показатели бюджета только за счет конъюнктуры углеводородов уже не удастся. Мы просто вынуждены опираться на механизмы современного налогового администрирования.

Что касается оценки ситуации со сборами акцизов на алкогольную продукцию, то здесь необходимо исходить из общего состояния отрасли. Значительная ее часть находится в тени, есть грубые нарушения законодательства, связанные с уходом от уплаты налогов. Это и сокрытие выручки, объемов реализованной продукции с помощью имитации уничтожения, кражи федеральных специальных марок. Это и фиктивные сделки по поставкам, и предъявление сфальсифицированных документов. Широкое распространение в отрасли получили схемы искусственного банкротства. Собственники предприятия, накопившего задолженность по налогам и сборам, в том числе доначисленных в результате проверок, преднамеренно банкротятся. В результате предприятие ликвидируется, а его активы выводятся в другую организацию, которая продолжает производить алкоголь. Так что с 2010 года алкогольная отрасль объявлена приоритетной для проведения налогового контроля.

РГ: Меняются ли схемы ухода от налогов?

Мишустин: Традиционно в основе большинства схем уклонения от уплаты налогов лежат фирмы-однодневки, в том числе за счет построения длинной и разветвленной цепи фиктивных контрагентов товарного оборота. Применение схем с использованием трансфертных цен во взаиморасчетах внутри холдингов, в том числе по внешнеторговым сделкам. Дробление бизнеса с целью использования специальных налоговых режимов. Создание необоснованных убытков, в том числе присоединение к себе "убыточных" организаций исключительно с целью минимизации налоговых платежей.

Бизнес не стоит на месте, постоянно развивается. Точно также "совершенствуются" и схемы - становятся изощреннее. Появился новый финансовый инструмент - значит, жди и новую схему. И Служба должна все время давать адекватный ответ таким "схемщикам". Наша задача - выявить схему и собрать соответствующие доказательства. Часть типовых схем вывешена на нашем интернет-сайте. Вместе с тем, есть и законные способы минимизации налоговых платежей - вот их схемами назвать нельзя. О проверках будете спрашивать?

РГ: Есть о чем сказать?

Мишустин: Удельный вес налогоплательщиков, которые охвачены сейчас налоговыми проверками в стране, меньше одного процента. При этом в странах ОЭСР этот показатель составляет 3 процента. Понимаете, что такое меньше одного процента? То есть если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь примерно один из ста. Куда уже меньше кошмарить?

В план выездных проверок налогоплательщики включаются только при наличии в их действиях признаков схем уклонения от налогообложения либо минимизации налоговых обязательств. Для этого установлены 12 критериев налоговых рисков, по которым идет отбор компаний для выездных налоговых проверок. Критерии эти общедоступны и размещены на интернет-сайте ФНС России. Поэтому каждый может самостоятельно определить, попадает он в зону риска или нет. Мы теперь, кстати, 57 процентов сумм выигрываем у налогоплательщиков. Это самый высокий показатель за последние три года. Для нас это очень важные тренды.

За хамство - увольняем

РГ: Будет ли руководство ФНС менять концепцию надзора за нижестоящими налоговыми органами?

Мишустин: В декабре этого года планируется представить Концепцию и Программу модернизации процессов проведения внутреннего аудита налоговых органов. Документы создаются для того, чтобы поднять внутриведомственный контроль на еще более высокий уровень, повысить его результативность, а также максимально автоматизировать процессы проведения аудиторских проверок инспекций и региональных управлений.

Кроме того, работа каждого территориального управления ранжируется, исходя из 17 критериев. Изменилась система материального стимулирования сотрудников. Теперь их поощряют не за доначисления, а за взысканные и поступившие в бюджет суммы. Если твое управление будет в последней десятке, то по делам и получит. Останется без премирования, внедрения технологий.

РГ: Уволили многих?

Мишустин: Я сторонник не увольнять, а давать людям возможность работать по принятым правилам. А вот за хамство мы увольняем. По моему поручению руководители управлений лично объезжают налоговые инспекции, смотрят, как там к людям относятся. Пример приведу. Недавно я приехал в 46-ю инспекцию Москвы, это большой центр по государственной регистрации юридических лиц. Заходя, случайно увидел, как охранник достаточно грубо закрывает двери перед людьми, ссылаясь на то, что сейчас начальство приедет. Мне тоже было сказано, что и я сейчас отсюда уйду. К сожалению, зачастую охранник бассейна чувствует себя пограничником. Это грустно. Охранника уволили.

И еще очень важное живое звено - консультанты. Когда будут созданы реальные, действующие чистые базы данных для уплаты имущественных налогов, в России необходимо создать систему консультантов, которые помогали бы гражданам платить налоги и не ошибаться. В США, например, таких консультантов огромное количество.

РГ: Платные консультации?

Мишустин: Да, в Америке они платные. В России мы идем по пути открытия бесплатных колл-центров. Два месяца назад такой центр открыли в Москве. В ближайшее время на его базе будет создан Федеральный контакт-центр.

Сегодня столичный центр обрабатывает уже две с половиной тысячи звонков в день в Москве и Московской области. Люди могут позвонить и задать разные вопросы, связанные с уплатой своих налогов. Среднее время ожидания налогоплательщиком ответа при звонке около 20 секунд.

Друг, налоговая

РГ: Считаете ли вы необходимым появление в российском законодательстве таких норм, как удаленный доступ "онлайн" к банковским счетам плательщиков, к электронным базам данных бухгалтерий?

Мишустин: Вообще-то это полномочия минфина законодательно устанавливать или нет такие меры. Такие полномочия при проверках имеют налоговые администрации многих стран - участниц ОЭСР. Во Франции, Швеции, Германии налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В Швеции, Норвегии - при проведении проверок любых деклараций. У нас только в ограниченных случаях. Тем не менее такие меры позволят сократить бумажный документооборот и в конечном итоге приведут к своевременному поступлению платежей в бюджетную систему страны.

РГ: Налоговая система какой страны, на ваш взгляд, лучше всего работает на ее экономическое развитие?

Мишустин: Одни из самых продвинутых систем - это шведская, австралийская. Очень много интересного в Канаде. В США, Великобритании, Германии, Канаде налоговые органы могут проводить оперативно-разыскную деятельность.

Дело в том, что по сравнению с другими странами в России самое либеральное налоговое законодательство. У нас низкая налоговая нагрузка по сравнению со странами БРИКС и Европы. У нас подоходный налог 13 процентов. Вы спросите у британца, у итальянца, который получает в два-три раза больше, порядка 20-30 тысяч евро в год, какие высокие налоги он платит.

Так что в России не все плохо. По системе интернет-активности для предоставления информации мы на высочайших местах в мире. Конечно, есть страны, кто продвинулся больше, потому что налоговая история длинней. В настоящее время эффективность налогового администрирования во всем мире во многом зависит от возможности и умения сбора, обработки и эффективного использования глобальных массивов информации. И мы на правильном пути.

РГ: Какой все же быть налоговой политике в России - жестко фискальной, нейтральной или стимулирующей?

Мишустин: На мой взгляд, основные направления налоговой политики не позволяют называть ее жестко фискальной. Скорее, она больше стимулирующая, чем нейтральная.

В частности, государство запланировало достаточно большое количество стимулирующих налоговых механизмов: совершенствование амортизационной политики, оптимизация налоговых льгот, создание налоговых стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, установление механизма, позволяющего создавать налоговые стимулы для добычи нефти из комплексных месторождений. Мы видим, что сложившаяся на сегодняшний день налоговая система обеспечивает стабильное наполнение доходной части федеральной казны, а также местных и региональных бюджетов.

При этом надо учитывать, что в 2012-2014 годах исполнение федерального бюджета планируется с дефицитом, а значит, накладывает дополнительные требования к проводимой налоговой политике. В этих условиях устойчивость бюджетной системы может быть достигнута при увеличении доли доходов, не зависящих от конъюнктуры мировых цен на нефть. С другой стороны, увеличение таких доходов не должно достигаться за счет увеличения общей налоговой нагрузки на экономику. Поэтому резервы, прежде всего, в совершенствовании механизмов имущественного налогообложения, повышения качества налогового администрирования.

РГ: Федеральная налоговая служба собирается отказаться от своего знаменитого слогана "заплати налоги и спи спокойно". На что будете менять?

Мишустин: Это не отказ. Мы хотим более четко сформулировать наши стратегические цели. А этот лозунг десятилетней давности хорошо работал, показывал людям, как необходимо платить налоги.

У нас есть поразительные цифры. 83 процента налогоплательщиков, по свежим данным соцопросов, которые проводила "ОПОРА России", свидетельствуют, что взаимоотношения с налоговой службой не являются теперь самым сложным моментом ведения бизнеса. Для меня это было откровением.

Сейчас мы хотим выйти на партнерские отношения с налогоплательщиками, больше разъяснять и помогать им. А не принуждать. Поэтому наши слоганы будут построены на новой концепции по работе с налогоплательщиками. Мы ее разработали, анализируем. И скоро представим.

Пользуясь случаем, я от всей души поздравляю сотрудников, ветеранов и всех, кто причастен к деятельности налоговых органов, с 21-летием налоговых органов. Хочу поблагодарить всех за вклад, который позволил создать эффективную технологичную службу, которая обеспечивает стабильность государственного бюджета и финансов страны. Желаю всем дальнейших успехов.