ENG

Гастарбайтер для работодателя - сплошной прибыток

41 Камчатский край

Дата публикации: 15.05.2013

Издание: Газета «Камчатский край»
Тема: Налоги
Источник:  http://kamkrai.com/

Интересная вырисовывается картина. Водители категории «Д» на Камчатке штампуются как на конвейере, за бюджетные средства, и их уже 18 тысяч. Получается, дефицита таких специалистов в Петропавловске быть не должно. Вместе с тем владельцы автопассажирских предприятий жалуются на дефицит рабочей силы и просят власти позволить им привлечь иностранцев.

Получается абсурдная ситуация, поэтому интересно разобраться. В приведенном выше материале от правительства не был отражен тот факт, что на целом ряде предприятий заработная плата не просто ниже прожиточного минимума, установленного в Камчатском крае (это немногим более 13 тысяч рублей), а гораздо ниже. На заседаниях все той же межведомственной комиссии по привлечению иностранной рабочей силы неоднократно вызывались руководители автопассажирских предприятий, где налоги на доходы физических лиц платятся с 2.500-5.000 рублей. Олег Федоров, председатель краевой организации профсоюза работников транспорта, геолого-добывающих и производственных отраслей, отмечает, что именно низкая заработная плата заставляет водителей устраивать гонки за пассажирами, не соблюдать расписание, длительно стоять на остановках, останавливаться на переходах, перехватывая пассажиров у конкурентов. Ежедневная выручка делится между владельцем автобуса и водителем по договоренности, а контроль за перевезенными пассажирами через учет билетной продукции отсутствует полностью.

За день работы иностранец, как правило, должен отдать хозяину автобуса 4-5 тысяч рублей, а что останется, положить себе в карман. И самое главное: российский работодатель по закону не платит на иностранного работника  никаких социальных выплат, взносов в Пенсионный фонд. Более того, он не платит за него и налогов. Сам зарубежный наемник оплачивает в бюджет 1 тысячу рублей ежемесячно в виде авансового платежа по НДФЛ - как физическое лицо, нанятое физическим же лицом. Конечно, в конце года он обязан продекларировать о реальном заработке, но… Дальше вопросы есть? При таких замечательных схемах «рабовладелец» окупает автобус через пару лет сполна.

На этом фоне работники из числа российских граждан для владельца автопредприятия - большая обуза. Чего стоят одни только взносы в Пенсионный фонд. И задача любого «карабаса-барабаса» эти расходы минимизировать. Поэтому, в отличие от гастарбайтеров, камчатцам приходится назначать хоть какое-то фиксированное жалованье. Но работодателю это все равно менее выгодно.

Что касается водителей муниципального транспорта. Их заработка хватает на хлеб практически без масла, особенно в последнее время. После установки на транспортные средства системы ГЛОНАСС водители лишились привычной возможности подзаработать за счет слива топлива, ведь система позволяет дистанционно в реальном времени отслеживать расход ГМС. Остановился на обочине слить пару канистр – ты как на ладони. Официальный заработок водителя на муниципальном предприятии – порядка 25 тысяч рублей. И еще 10-15 тысяч он, скажем так, присваивает. Что, собственно, регулярно фиксируется контрольными группами кондукторов, которых работодатели отправляют следить за пассажиропотоком, когда замечают, что выручка падает… В итоге, водитель муниципального автобуса имеет заработок не более 40 тысяч рублей. Взрослому мужчине, особенно с семьей, с детьми, негде разгуляться. А для гостя из нищих дружественных республик  это вполне себе деньги. А для его работодателя – сплошной прибыток.

Но и этот полулегальный заработок добывается водителями путем  огромных переработок. Как отметил Олег Федоров, чтобы не было переработок, и водитель отдыхал положенное время, необходимо на предприятии иметь, в среднем, 3 водителя на 2 автобуса. Но желающих мало. Между тем директор предприятия получает долю от продажи проездных из муниципального бюджета за километражи. Вот, кстати, и  причина появления непонятных маршрутов на перегруженной «красной линии» от Авачи до СРВ, от Сероглазки до ЖБФ, ТЭЦ-1 – ТЭЦ-2 и других суперпустых автобусных маршрутов. Ведь они получают деньги из бюджета.

Кстати, у частников -  «аренды», кто сам работает на одном автобусе, ситуация другая. Ежедневные расходы на топливо, масло. Ежемесячные расходы на новые шины, оплата системы ГЛОНАСС, стоянки, техническое обслуживание и т.п. Получается, доход частника сопоставим с заработной платой 35-40 тысяч рублей. Только он не получает из бюджета денег, отвечает за все сам, платит налоги, является самозанятым, кормит семью и имеет рабочее место. Организатору перевозок надо только контролировать его и заставить работать по расписанию. Но никому не нужна головная боль собирать по одному автобусу в одну сеть маршрута. Легче применить административный ресурс и загнать «кулаков» в колхозы: укрупняй бизнес - губи малый.

Однако вернемся к вопросу «серых» зарплат. Галина Королева, начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Камчатскому краю, отмечает, что налоговая служба предпринимает максимум усилий с целью повлиять на ситуацию, убедить работодателя платить «белые» зарплаты. Однако нельзя не признать, что на фоне полного отсутствия законодательной базы с установленными санкциями в отношении «экономных» работодателей уговоры малоэффективны. УФНС проводит анализ налоговых поступлений, в т.ч. НДФЛ, вызывает на свои комиссии владельцев предприятий, где зарплаты ниже уровня прожиточного минимума. Но правда в том, что единственным оружием налоговиков в этой ситуации остается сила убеждения. Ни у налоговой службы, ни у других государственных ведомств нет полномочий наказывать работодателя на основании размеров зарплат на его предприятии. Закон попросту не устанавливает для работодателя обязанности приводить зарплаты в соответствие с какими-либо параметрами, в т.ч. прожиточным минимумом. Государство пока не позаботилось об этом, хотя все знают, что от размеров зарплаты зависит не только сегодняшний достаток, но и будущая пенсия. Но пока именно привлечение рабсилы из-за пределов России остается максимально выгодным.

Надежда Симак, начальник отдела прокуратуры Камчатского края по надзору за исполнением федерального законодательства, отметила, что российские законодатели пока даже не готовятся предложить меры воздействия на работодателей, практикующих «серые» зарплаты. Однако напомнила, что по конкретным заявлениям граждан и прокуратура, и налоговая служба проводят необходимую работу. Когда гражданин сообщает о том, что часть зарплаты ему выплачивается в конверте, появляется возможность доказать факт сокрытия налогов на предприятии. Но пока больших очередей в прокуратуру с подобными заявлениями не выстроилось.