ENG

Какие возможности предоставляет гражданам и бизнесу электронное взаимодействие с налоговыми органами

Дата публикации: 28.03.2022 16:53

Эта тема стала основной на вебинаре с участием представителей УФНС России по Кировской области. Информационно-разъяснительное мероприятие прошло на площадке Вятской торгово-промышленной палаты. Вебинар в режиме реального времени посмотрели более 60 зарегистрированных участников, далее в записи просмотрели еще около 90 человек.

«В настоящее время в режиме реального времени обрабатываются огромные массивы информации, в связи с чем внедрение электронного документооборота обеспечивает более комфортные условия для ведения бизнеса: избавляет его от лишних финансовых и временных затрат. Снижаются издержки на приобретение бумаги, расходных материалов для офисной техники, сводится к минимуму необходимость в коммуникации с сотрудниками налоговых органов», - начала сове выступление заместитель руководителя Управления Юлия Сенникова.

Юлия Викторовна также остановилась на основных вехах и направлениях данной работы. Еще в начале 2000-х была сформирована законодательная база для создания и развития защищенного юридически значимого электронного документооборота, установлен порядок представления налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет в налоговые органы.

Следующий значимый шаг был сделан в 2014-2015 годах, когда были введены в действие и с тех пор успешно функционируют онлайн-сервисы ФНС России, в том числе - самые популярные из них - «Личный кабинет налогоплательщика физического лица», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Это подтверждает статистика по Кировской области. Сегодня Личным кабинетом на сайте ФНС активно пользуются 10,9 тысячи или 41% юридических лиц, 21,6 тысячи или 78% ИП, 282 тысячи или 21% физлиц. Доля услуг в электронном виде составляет свыше 90%, а доля представленных деклараций – на уровне 85%.

В последнее время ФНС России реализовано несколько крупных цифровых проектов: государственный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО), ресурс для малого и среднего предпринимательства (МСП), блокчейн-платформа в помощь банкам при выдаче льготных кредитов. Благодаря межведомственному взаимодействию обеспечено автоматическое (бездекларационное) получение гражданами имущественных и инвестиционных вычетов, установлен так же бездекларационный порядок налогообложения транспортных средств и земельных участков и т.д. Еще одна важная электронная услуга ФНС России – бесплатная выдача квалифицированной электронной подписи (КЭП), придающей юридическую значимость документации, направляемой в электронном виде. Начиная с 1 июля 2021 года ИП, юрлица и нотариусы могут получить эту услугу в Удостоверяющих центрах ФНС России.

В рамках предоставления услуги по выдаче КЭП действует принцип экстерриториальности, то есть заявитель может обратиться в любой налоговый орган, являющийся УЦ ФНС России, независимо от места жительства и места регистрации организации или ИП.

Подводя итоги, Юлия Сенникова подчеркнула, что ФНС России планомерно переводит весь бизнес и граждан на электронный документооборот, широко используя ТКС и онлайн-сервисы сайта.

Подробнее о работе более 70 онлайн-сервисов рассказала начальник отдела работы с налогоплательщиками Наталья Вайкутис. Сервисы на сайте размещены по группам и располагаются на вкладке «Все сервисы». Наиболее популярны у налогоплательщиков следующие группы сервисов: Риски бизнеса «Проверь себя и контрагента», «Сведения из реестров» («Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП», «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства»), «Государственная регистрация ЮЛ и ИП», «Личные кабинеты».

Наталья Леонидовна обратила внимание, что в настоящее время расширен функционал сервиса «Личный кабинет ИП»: появились возможности привязки банковских карт, интерактивного заполнения заявлений о внесении изменений в ЕГРИП и ликвидации, информирования налоговых органов о приостановлении операций по счетам; демоверсия для пользователей, которые еще не подключились. Также запущена новая версия мобильного приложения «Личный кабинет ИП», в которой обновлен графический интерфейс, расширены платежные инструменты (онлайн-платежи, привязка карты). Кроме того, с помощью мобильного приложения теперь можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Также она рассказала о новом сервисе «Как меня видит налоговая», с помощью которого налогоплательщик, имеющий личный кабинет, получает доступ к набору показателей о себе и о своем партнере (контрагенте), которые потенциально могут свидетельствовать о рисках нарушения налогового законодательства. В расчете используются данные представленной отчетности налогоплательщика, его регистрационные данные, сведения о мероприятиях налогового контроля. Особенность данного сервиса в том, что он организован по принципу социальной сети с функцией добавления в «друзья/партнеры».

В завершение вебинара спикеры обратили внимание слушателей, что в целях оперативного мониторинга экономической и социальной ситуации и влиянием внешних факторов на экономику, продолжает свою работу региональный ситуационный центр УФНС России по Кировской области. Хозяйствующие субъекты региона могут оперативно информировать о случаях возникновения существенных рисков, влияющих на экономику и социальную сферу Кировской области, городского округа, муниципального района (снижение доходов, образование задолженности, неполная занятость работников и др.). Оперативную информацию можно направлять на e-mail: sc.r4300@tax.gov.ru, а также по телефонам: 8(8332)37-82-35, 8(8332)37-80-58.

Видеозапись вебинара.