ENG

Об основных изменениях по НДФЛ в 2024 году рассказали участникам проекта СМЫСЛ

Дата публикации: 03.06.2024 20:55

Начальник правового отдела УФНС России по Костромской области Татьяна Ершова и старший государственный налоговый инспектор отдела камерального контроля НДФЛ И СВ № 1 Алеся Благовестникова при содействии Национальной Школы Лидеров «Журавли» и совместно с Клубом Молодых Предпринимателей приняли участие в Проекте СМЫСЛ. Тема проекта: «НДФЛ с изменениями и дополнениями в 2024 году. Судебная практика».

В ходе мероприятия слушателям объяснили, что такое НДФЛ, как его считать и как платить в 2024 году: при осуществлении деятельности без привлечения работников, с использованием труда самозанятых, по сотрудникам на удоленной работе, при графике неполный рабочий день.

Алеся Благовестникова подробно рассказала об особенностях налогообложения доходов при работе удалённо. Дистанционная работа, как и любая легальная трудовая деятельность, облагается НДФЛ и страховыми взносами. Подоходный налог на удаленном рабочем месте исчисляется в общем порядке по ст. 226 НК РФ. Работодатель удерживает сумму НДФЛ из заработной платы сотрудника и перечисляет в бюджет по месту учёта организации.

НДФЛ по сотрудникам, работающим удаленно, исчисляется в соответствии с поправками, внесёнными в НК РФ Федеральным законом от 31 июля 2023 года № 389-ФЗ. Доходы дистанционных работников, получающих официальный доход от источников в РФ, облагаются налогом на доходы физлиц по стандартной ставке 13% (15% в отношении доходов, превышающих лимит 5 млн руб. в год). При этом налоговый статус сотрудника на удаленнке больше не имеет значения.

Эксперт обратила внимание, что в настоящее время наиболее часто возникают спорные вопросы по осуществлению деятельности с использованием труда самозанятых.

В Костромской области 3 297 налогоплательщиков приобретают у самозанятых товары (работы, услуги, имущественные права) из которых 2 133 юридических лиц и 1 164 индивидуальных предпринимателя. Численность налогоплательщиков, пользующихся услугами самозанятых, растёт. Так, по сравнению с 1 кварталом 2023 года рост составил 30%.

Самим плательщикам налога на профессиональный доход следует обратить внимание на системные риски, которые выявляются налоговыми органами при проведении комплексного анализа определенных показателей:
  • продолжительность и постоянство работы с организацией. Этот риск связан с учетом использования работодателем труда самозанятого. Особенно если такие отношения длятся три месяца подряд и более;
  • единственный источник дохода и признаки зарплаты. Признак риска формируется исходя из сформированных плательщиком налога на профессиональный доход чеков с одним и тем же заказчиком работодателем на протяжении всего времени работы;
  • массовая постановка на учет и массовые регистрации дохода. Этот риск указывает на то, что заказчик работ, он же работодатель организовывает процедуру регистрации для работников в качестве налогоплательщиков НПД. Например: используется при регистрации один адрес электронной почты для всех работников, а также одно техническое средство для формирования чеков;
  • наличие групповых переходов. Этот риск сигнализирует о переходе работников из одной организации в другую, но уже в качестве плательщика налога на профессиональный доход. При этом одна организация подконтрольна другой организации;
  • периодичность выплат. Выплаты в пользу самозанятых - ежемесячные. В данном случае это признак подмены трудовых отношений.
Татьяна Ершова остановилась на сложившейся судебной практике по вопросу подмены трудовых отношений на договоры ГПХ. При подмене трудовых отношений самозанятый как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

В итоге отношения с самозанятым суды переквалифицируют в трудовые, если:
  • в предмете договора закрепили трудовую функцию, т.е. работник должен лично выполнить работы определенного рода, а не разовое задание заказчика;
  • в договоре нет конкретного объема работ, т.е. важен сам процесс труда, а не результат;
  • установили определенную ежемесячную оплату труда;
  • у фактического исполнителя работ есть материальная ответственность;
  • в договоре есть условие о регистрации исполнителя как ИП. А после получения денег от заказчика исполнитель снимался с учета;
  • работы проводят материалами, инструментами, оборудованием заказчика и на его территории;
  • отчетность в инспекцию передают централизованно.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, есть и другие признаки:
  • оформленный пропуск на территорию заказчика, журнал регистрации прихода-ухода сотрудников;
  • расчетные листы, сведения о перечислении денег на карту работника;
  • графики отпусков, документы о командировке.
Например, в Апелляционном определении от 4.02.2021г. по делу N 33-0777 Мосгорсуд указал на то, что размер выплачиваемого самозанятому вознаграждения не зависел от объема и характера выполненной работы. И значит, с работником должны были быть заключены трудовые отношения.

В то же время Самарский областной суд подтвердил статус самозанятого по следующим причинам:
  • выполнение отдельных поручений и доверенность не свидетельствуют именно о трудовых отношениях;
  • кадровых решений в отношении самозанятого не принималось;
  • самозанятый оказывал услуги компании. До самозанятого такие услуги компании оказывало другое юрлицо;
  • статус самозанятого также указывает на то, что он ведет деятельность самостоятельно, без работодателя.
По итогам семинара спикеры ответили на все вопросы.