ENG

Доклад от 01.03.2024 № 01-07/000027

47 Ленинградская область

Дата публикации: 01.03.2024

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей за 2023 год

Дата документа: 01.03.2024
Вид документа: Доклад
Принявший орган: Управление ФНС России по Ленинградской области
Номер: 01-07/000027
КНД:
Тип ситуации: Контрольно-кассовая техника

Настоящий Доклад подготовлен во исполнение части 2 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - федеральный государственный контроль (надзор)) осуществляется Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области в соответствии с Положением
о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2022 года № 272 (далее – Положение о федеральном государственном контроле).

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 248-ФЗ с 01.01.2023.

         Межрайонной ИФНС России №2  по Ленинградской области за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 было проведено 69 проверок применения контрольно-кассовой техники.

По результатам проведенных проверок налоговыми органами установлено 69 нарушений. Результативность проведенных проверок за указанный период составила 100 процентов.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) является:

- правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.

Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной налоговой службой в рамках федерального государственного контроля (надзора), утвержден приказом ФНС России от 3 апреля 2017 года № ММВ-7-2/278@. Указанный перечень содержи следующие нормативно-правовые акты:

- статья 1.2; статья 2; пункты 2 - 6 статья 3; статья 3.1; статья 4; статья 4.1; статья 4.2; статья 4.3; статья 4.4; статья 4.5; статья 4.6; статья 4.7; статья 5 Федерального закона № 54-ФЗ;

- статья 4; статья 5; статья 6; статья 7Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

- статья 14Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;

- Приказ ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/800@ «Об утверждении формы заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и формы заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, порядка заполнения заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и порядка заполнения заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе, а также перечня дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, и перечня дополнительных сведений, которые необходимо указывать в заявлении о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники»;

- Приказ ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@ «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе»

- Приказ ФНС России от 19.07.2021№ ЕД-7-20/673@ «Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники»;

- Приказ ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@ «Об утверждении порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники»;

- Приказ ФНС России от 26.07.2019 № ММВ-7-20/381@ «Об утверждении методики проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных)»;

- Приказ ФНС России от 08.09.2021 № ЕД-7-20/801@ «Об утверждении порядка обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа»;

- Приказ ФНС России от 17.09.2021 № ЕД-7-20/815@ «Об утверждении перечня информации и (или) документов, порядка, формы и формата их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора»;

- Приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию»;

- Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

- Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У «О правилах наличных расчетов».

Объектом федерального государственного контроля (надзора) является деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты в Российской Федерации, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, при которых в соответствии с законодательством Российской Федерации контрольно-кассовая техника может не применяться, а также операторы фискальных данных, экспертные организации и изготовители.

По состоянию на 31.12.2023 на подведомственной Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области территории  зарегистрировано более 13,7 тыс. единиц контрольно-кассовой техники (ККТ), 6,8 тыс. пользователями ККТ.

Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области с учетом риск-ориентированного подхода. Применяется скоринговая система оценки деятельности налогоплательщика на основании имеющейся у налоговых органов информации. Выявляются аномалии в деятельности налогоплательщика при применении ККТ, свидетельствующие о наличии налоговых рисков. Контрольные мероприятия проводятся только в отношении указанных налогоплательщиков.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, проверки соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники относятся к внеплановым проверкам.

В 2023 году при осуществлении федерального государственного контроля (надзора), с учетом введенных ограничений, Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей проводились профилактические мероприятия, направленные на предупреждение совершения нарушения обязательных требований, и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.

В ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора), в том числе в рамках реализации отраслевого проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках, стартовавшего в 2021 году во исполнение поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23.02.2019  № Пр-280 и от 04.11.2020 № Пр-1799, целью которого является увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота розничных рынков и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса, в  2023 году в целях оценки соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, хозяйствующими субъектами, в том числе налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на рынках, ярмарках и иных территориях, отведенных для торговли, проведены контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении 68 хозяйствующих субъектов.

По результатам проведенных в 2023 году контрольно-надзорных мероприятий в отношении подконтрольных субъектов должностными лицами Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области составлен 71 (в том числе должностные лица) протокол об административных правонарушениях:

в 57 случаях за нарушение обязательных требований, связанных с неприменением ККТ в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

в 14 случаях за нарушение обязательных требований, связанных с применением ККТ, которая не соответствует установленным требованиям.

По результатам административного производства к административной ответственности привлечено 68 налогоплательщиков. В 65 случаях налогоплательщики привлечены к административной ответственности в виде предупреждения. В 6 случаях назначено административное наказание в виде административного штрафа на общую сумму 120 тыс. рублей.

В целях сбора и анализа данных об объектах федерального государственного контроля (надзора) в 2023 году Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении 97 организаций и 269 индивидуальных предпринимателей.

По результатам наблюдения в связи с выявлением признаков нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники вынесено 366 решения об объявлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. В 12 случаях (3,27% от общего числа вынесенных предостережений) получено возражение.

В соответствии со статьей 16 Положения о федеральном государственном контроле в целях информирования налогоплательщиков об обязательных требованиях, а также о видах, содержании и об интенсивности проводимых контрольных (надзорных) мероприятий, Межрайонной ИФНС России №2 по Ленинградской области в 2023 году проведено 95 профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность, при осуществлении которой контролируемое лицо должно соблюдать обязательные требования. При этом отказов от проведения профилактического визита от контролируемых лиц получено не было.

С целью формирования единого понимания обязательных требований
в деятельности подконтрольных субъектов в течение 2023 года проводилась актуализация на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей.

Существующее регулирование контрольной (надзорной) деятельности в части федерального государственного контроля (надзора), по мнению ФНС России, требует доработки. В этой связи считаем необходимым внести в Федеральный закон №248-ФЗ следующие изменения:

1. В части 2 статьи 76 после слов «с применением видеозаписи» добавить слова «, за исключением проведения осмотра в рамках выездного обследования»;

2. В части 2 статьи 88 добавить пункт 10 части 1 статьи 65 (в части исключения необходимости ознакомления контролируемого лица с актом контрольной закупки на месте проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия).

3. В части 7 статьи 75 заменить слова «в течение одного рабочего дня» на слова «не позднее следующего рабочего дня».

Вместе с тем, даже с учетом обозначенных предложений по доработке правового регулирования, особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федерального закона № 248-ФЗ могут оказать негативный эффект на соблюдение кассовой дисциплины.

Комментарии: