ENG
Дата публикации: 29.11.2019 17:23

27.11.2019 года сотрудники ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области проводили, ставший традиционным, «Урок налоговой грамотности»: заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками Лидия Юрьевна Алексеева - для учеников 9-го класса гимназии г. Выборга, а специалист 2 разряда отдела работы с налогоплательщиками  Наталья Александровна Калашникова – для 11-го класса  средней общеобразовательной школы  № 10 г. Выборга.

Сотрудники налоговой инспекции поприветствовали школьников и отметили, что в недалеком будущем ребята станут выпускниками и настанет время определяться с профессией: в какое учебное учреждение поступать для получения высшего образования и в дальнейшем трудоустроиться. Инспекторы рассказывали ученикам, что для тех,  кто хочет работать в налоговой инспекции необходимо получить высшее профильное экономическое или юридическое образование, что  работа в налоговых органах считается престижной, ответственной и очень важной.

Наталья Александровна начала урок с вопроса: «А что же такое государство, какими признаками обладает и нужно ли вообще государство?»  Заслушав ответы учеников, она поясняла, что государство имеет границы, в любом государстве собираются налоги для обеспечения его благополучия, безопасности, независимости. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, на оборону страны, на развитие промышленности, медицину и спорт, образование и науку, на помощь пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным семьям, на развитие научно - технического прогресса. Для расширения кругозора школьников и наглядности был показан видеоролик.

Инспекторы рассказывали, что отношение к налогам во все времена было неоднозначным, зачитывая высказывания знаменитых людей. Ученики  самостоятельно озвучивали определения «налога» и «налоговой системы». В течение уроков ученикам были представлены презентации по указанной теме.

Лидия Юрьевна объясняла, что понятие «налоги»  неразрывно связано с понятием «налоговая система», а так же что «налоговая система» - это вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории Российской Федерации  что у налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения,
  • налоговая база,
  • налоговая ставка,
  • порядок исчисления налога,
  • порядок и сроки уплаты налога.   

Специалисты инспекции объясняли, что не существует абстрактного понятия «взимание налога» и углубились в историю вопроса. Когда появились налоги пока точно неизвестно: может быть, более 10 тысяч лет назад. Первые документы о налогах  датируются примерно 5 веком до нашей эры. Сначала это были просто благодарственные дары граждан властелину, но постепенно добровольные пожертвования превратились в обязательные. Родоначальниками налогов являются Египет, где вся власть принадлежала фараону, и Древняя Греция.

История знает немало курьезных моментов об истории налогов. Ученикам был задан вопрос: «Какой государственный деятель на Руси внес самый большой вклад в развитие и становление налоговой системы?». Ребята быстро и верно ответили на поставленный вопрос, что история налоговой службы на Руси началась еще при Петре Первом.

Лидия Юрьевна привела пример, что  «налог на бороды», введенный Петром Первым в 1698 году, был создан для того, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах, и что даже был введен специальный металлический жетон – «бородовой знак», представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.  Петр  ввел при дворе должность «прибыльщиков», в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Обложили налогами: всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани. В том, что касается частной жизни человека - рождение, свадьбы, похороны, отказ от крещения, они так же  облагались   налогами. Позже, при Екатерине Второй, появилась Экспедиция о государственных доходах, а уже при Александре Первом образовано Министерство Финансов, которое ведало государственными расходами и доходами. Для  наглядности и удобства запоминания  школьникам   показали видеоролик.            

Наталья Александровна и Лидия Юрьевна рассказывали, что государственные налоговые инспекции появились уже в советское время в составе Министерства финансов СССР, а самостоятельность Государственная налоговая служба Российской Федерации обрела 21.11.1991 года Указом Президента Российской Федерации. В декабре этого же года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. В настоящее время функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за Федеральной налоговой службой России, деятельность которой курирует Минфин России. 

Дети узнали, что в настоящий момент в России существует трехуровневая налоговая система, налоги подразделяются на прямые и косвенные, плательщиками налогов и сборов являются  организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, а налоги взимаются с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг), с имущества (передачи имущества), с юридически значимых действий, с ввоза и вывоза товаров за границу. В ходе уроков  ученикам был задан и такой  вопрос: «Какие налоги платят физические лица?» Заслушав ответы, ведущие рассказали о том, что все граждане России платят 13 копеек с заработанного рубля. Таким образом, плательщиком налога является физическое лицо, то есть гражданин, а налоговой базой является сумма заработанных доходов, т.е. ставка налога равна 13%, а также о том, что срок уплаты по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц за 2018 год завершился 2 декабря 2019 года, о чем следует напомнить родителям. Далее ученикам продемонстрировали видеоролик «Сколько мы на самом деле платим налогов» и было дано задание по определению «признаков налога». По данной тематике ученикам были показаны еще два видеоролика - «А сколько мы на самом деле платим налогов?» и «О видах имущественных налогов с  физических лиц».

Лидия Юрьевна среди учеников 9 -го класса провела конкурс по теме «Налоги»: школьники были поделены на 3 команды,  представитель от каждой команды вытаскивал один из предложенных вопросов, а спикер  выступал с речью  продолжительностью в 1-2 минуты по данной теме.  

В ходе уроков инспекторы задавали вопрос: «Кто, по вашему мнению, «придумывает» налоги?» Заслушав ответы школьников,  налоговики рассказали, что, в соответствии с действующим Законодательством РФ Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти (Министерство Финансов РФ,  ФНС России, Федеральное казначейство) уполномочены осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов. Данные структуры, в пределах своей компетенции, издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Далее документы утверждаются представительным и законодательным органом РФ – Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Советом Федерации и Государственной Думой.

В заключение  Лидия Юрьевна и Наталья Александровна предложили выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов  трех цветов:  красный жетон – «Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства»; голубой жетон – «Нужно платить только справедливые, с нашей точки зрения, налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклоняться»; ну и оранжевый жетон – «Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж».

При подведении итогов большинство голосов было отдано за мнение: «Налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства» и, следовательно, каждому гражданину в нашей стране нужно понять простую истину, что богатство и процветание нашей  Родины во многом зависят от уплаты налогов. Лидия Юрьевна и Наталья Александровна поблагодарили учащихся за активность.