ENG

Налоговая инспекция Всеволожского района следит за правильностью применения налогоплательщиками налоговых ставок на земельные участки в зависимости от назначения категории земель

Дата публикации: 10.04.2015 15:02 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В настоящее время одним основных направлений камеральной работы инспекции ФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области стало проведение контрольных мероприятий по мониторингу деклараций по земельному налогу и анализу налогоплательщиков, имеющих в базе налогового органа категорию земельных участков «земли сельскохозяйственного назначения», для последующего подтверждения правильности применения данными организациями налоговой ставки по налогу, в зависимости от вида разрешенного пользования и фактического использования земли в коммерческих и друг целях.

В ходе камеральных проверок установлено, что ряд налогоплательщиков, имеющих в собственности земельные участки следующей категории - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование земельных участков для дачного строительства - производили исчисление и уплату земельного налога по заниженной налоговой ставке 0,3%, в то время как следовало применить ставку налога 1,5%.

На основании п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка в отношении следующих категорий земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного применения в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

Статьей 77 Земельного кодекса РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Таким образом, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства законодателем под дачным хозяйством подразумевалась форма некоммерческого землепользования. Основной вид деятельности организации по ОКВЭД 70.1 - подготовка к продаже, покупка и продажа собственного недвижимого имущества.

Из системного толкования п. 2 ст. 7, ст. 77, п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель. Использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Следовательно, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием "для дачного строительства", принадлежащих коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.

Налогоплательщики обязаны были исчислять земельный налог по ставке 1,5%, а не 0,3%. На основании этого доначислено по камеральным проверкам  в 2014 году и 1 квартале 2015 года более 15 млн. руб., взыскано в бюджет более 12, млн. руб. Налогоплательщики, не согласившись с решениями УФНС России по Ленинградской области по их жалобам на инспекцию, обратились в арбитражный суд с заявлением о признании решений недействительными. Все три судебные инстанции приняли решение в пользу инспекции, таким образом, сформирована положительная судебная практика.