ENG

Сотрудники ИФНС России по Выборгскому району провели «Урок налоговой грамотности»

Дата публикации: 07.12.2017 14:17 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Для учеников 8-ых и 9-ых классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Выборга 05.12.2017 года Инспекцией ФНС России по Выборгскому району проводился общероссийский открытый «Урок налоговой грамотности».

Заместитель начальника отдела работы с налогоплательщиками Лидия Юрьевна Алексеева в начале урока отметила, что в недалеком будущем ребята станут выпускниками и придет время определится с профессией, в какое учебное заведение поступать для получения высшего образования и куда трудоустроиться. Лидия Юрьевна рассказала, что для тех, кто хочет работать в налоговой инспекции, необходимо получить высшее профильное экономическое или юридическое образование, что работа в налоговых органах считается престижной, ответственной и очень важной и продемонстрировала имиджевый видеоролик о работе в налоговых органах. Далее она рассказала, что отношение к налогам во все времена было неоднозначным, зачитав высказывания знаменитых людей. Ученики самостоятельно давали определения понятиям «налоги» и «налоговая система». В течение урока ученикам представили презентацию по указанной теме.

Лидия Юрьевна пояснила, что понятие «налоги» неразрывно связано с понятием «налоговая система», а так же что «налоговая система» - это вся совокупность налогов и сборов, порядок их установления, взимания и отмены на территории Российской Федерации. У каждого налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Лидия Юрьевна объяснила, что не существует просто понятия «взимание налога». Время возникновения налогов известно - более 10 тысяч лет назад. Первые документы о налогах датируются примерно 5 веком до нашей эры. Сначала это были просто благодарственные дары граждан властелину, но постепенно добровольные пожертвования превратились в обязательные. Родоначальником налогов являются Египет, где вся власть принадлежала фараону, а также Древняя Греция.

История знает немало курьезных моментов об истории налогов. Ученикам был задан вопрос: «Какой государственный деятель на Руси внес самый большой вклад в развитие и становление налоговой системы?». Ребята быстро и верно ответили, что история налоговой службы на Руси началась при Петре 1. Лидия Юрьевна привела пример: «налог на бороды» был введен Петром 1 в 1698 году, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах, а для контроля за его уплатой был создан специальный металлический жетон – «Бородовой знак», представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за право ношения бороды. Петр 1 ввел при дворе должность «прибыльщиков», в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Они обложили налогами: всякую пищу, рентные платежи, одежду, лошадей, шляпы, обувь, жилье, мельницы, рыбный промысел, пивоваренный, винные погреба, печные трубы, воду и общественные бани. На то, что касается частной жизни человека - рождение, свадьбы, похороны, отказ от крещения, так же введены были налоги. Позже, при Екатерине 2-й появилась «Экспедиция о государственных доходах», а уже при Александре 1-м образовано Министерство Финансов, которое ведало государственными расходами и доходами. Для расширения кругозора школьников был показан видеоролик.

Лидия Юрьевна рассказала, что государственные налоговые инспекции появились уже в советское время в составе Министерства Финансов СССР, а самостоятельность Государственная налоговая служба Российской Федерации обрела 21.11.1991года Указом Президента Российской Федерации. В декабре этого же года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. В настоящее время функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за Федеральной налоговой службой России (ФНС РФ), деятельность которой курирует Минфин России. В настоящий момент в России существует трехуровневая налоговая система. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, плательщиками налогов и сборов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, а налоги взимаются с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг), с имущества (передачи имущества), с юридически значимых действий, с ввоза и вывоза товаров за границу. Ученикам был задан вопрос: «Какие налоги платят физические лица?» Заслушав ответы, ведущая рассказала о том, что все граждане России платят 13 копеек с заработанного рубля. Плательщиком налога является физическое лицо, то есть гражданин, налоговой базой является сумма заработанных доходов, а ставка налога равна 13%, а срок уплаты по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц за 2016 год завершился 1 декабря 2017 года. Далее ученикам был продемонстрирован видеоролик «Сколько мы на самом деле платим налогов» и было дано задание по определению «признаков налога».

Лидия Юрьевна спросила: «Как Вы думаете, кто придумывает налоги»? Заслушав ответы, пояснила, что в соответствии с действующим Законодательством РФ Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти (Министерство Финансов РФ, ФНС России, Федеральное казначейство) уполномочены осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов. Данные структуры в пределах своей компетенции издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Далее документы утверждаются представительным и законодательным органом РФ – Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Советом Федерации и Государственной Думой.

Инспектор предложила представить ситуацию о введении в г. Выборг нового налога – сбор с владельцев собак. Конкурс проходил в оживленной обстановке, были заслушаны высказывания «депутатов городского совета», «владельцев собак» и «жителей города». По итогам конкурса Лидия Юрьевна сделала вывод, что на введение новых налогов у разных сторон различные точки зрения. Каждый налог должен быть экономически обоснован.

Лидия Юрьевна разъяснила, на какие цели взимаются налоги. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, на оборону страны, на развитие промышленности, медицину и спорт, образование и науку, на помощь пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным семьям, на развитие научно - технического прогресса. Для расширения кругозора школьников был показан видеоролик.

В заключение урока Лидия Юрьевна предложила выразить свое отношение к налогам при помощи жетонов разных цветов: красный жетон: налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства; голубой жетон: нужно платить только справедливые с нашей точки зрения налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться; оранжевый жетон: налоги вообще не нужно платить, так как любой налог – это грабеж. При подведении итогов выяснилось, что большинство голосов было отдано за мнение: «налоги нужно платить всегда, так как это соблюдение законов государства», а, следовательно, каждому гражданину в нашей стране нужно понять простую истину - богатство и процветание нашей страны во многом зависят от уплаты налогов.

По окончании урока Лидия Юрьевна поблагодарила учащихся за активность.

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №12 Сергей Вячеславович Шолин поблагодарил за проведенный урок по налоговой тематике и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество.