ENG

Налоговики региона демонстрируют положительную динамику по основным показателям

47 Ленинградская область

Дата публикации: 06.11.2012

Издание: Газета "Вести" № 172 (3735)
Тема: Семинар - совещание руководителей УФНС России по СЗФО
Источник:  http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2012/11/06/nalogoviki-regiona-demonstriruyut-polozhitelnuyu-d/

– В целом я оцениваю работу управления по Ленинградской области положительно, – отметил Сергей Аракелов. – Мы увидели неплохие тенденции по судебным спорам, контрольной работе, то есть по всем основным показателям – прогресс. Более того, достигнута определенная динамика по урегулированию задолженности, что тоже очень важно. И с точки зрения наполнения бюджета Управление по Ленобласти является одним из ключевых в Российской Федерации.

НЕ КОЛИЧЕСТВО, А КАЧЕСТВО И 15 ДНЕЙ НА РЕШЕНИЕ СПОРА

Сергей Аракелов также прокомментировал работу совещания, отметив:

– Во­первых, сегодня мы подвели итоги работы за 9 месяцев 2012 года, посмотрели на эффективность каждого управления по СЗФО. Увидели, что в принципе управления отработали неплохо. На какие вопросы я обратил внимание в первую очередь? Это вопросы контрольной работы: мы изменили методику оценки эффективности налоговых органов, ушли от количественного показателя к качественному. Сегодня важно проверять не много налогоплательщиков, а небольшое их количество и очень точечно – по налогоплательщикам, которые используют схемы ухода от налогообложения. Наверное, основной вопрос – что сегодня мы делаем акцент на взыскания по результатам контрольных мероприятий. Второй вопрос – мы усиленно развиваем систему досудебного регулирования налоговых споров. Количество жалоб налогоплательщиков снизилось в среднем на 10 процентов. И эта динамика нас радует. Более того, в целях совершенствования данной процедуры сейчас мы подготовили законопроект, который будет направлен на рассмотрение споров с налогоплательщиками обязательно в досудебном порядке. Только после этого они будут обращаться в суд. Поскольку в общем­то наша процедура в настоящее время эффективна и в ее рамках мы отменяем порядка 40 процентов решений налоговых органов – это очень высокий показатель, – для налогоплательщика она выгодна: он не тратится на адвокатов и консультантов, фактически он уплачивает госпошлину. И мы предложили ускоренную процедуру рассмотрения – 15 дней, в отличие от судов, где дела рассматриваются годами. На сегодняшний момент данный законопроект находится в Правительстве, и в ближайшие несколько недель он будет внесен в ГосДуму. Вот это основные моменты.

НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ РАСТУТ НА МИЛЛИАРДЫ

ВСЕ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ – НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

Чем же порадовали налоговики нашего региона? За 9 месяцев нынешнего года в консолидированный бюджет РФ налогоплательщики Ленобласти перечислили налоговые доходы в сумме 59,9 млрд рублей, что на 9,2 млрд рублей (или 18%) больше по сравнению с поступлениями аналогичного периода прошлого года (далее АППГ). Поступления подобных платежей в консолидированный бюджет Ленобласти за тот же период увеличились почти на 21%, а в областной – почти на 22%. Исполнение кассового плана областного бюджета за 9 месяцев составило около 111%. Дополнительно мобилизовано в региональный бюджет 3,8 млрд рублей.

В абсолютном выражении наибольший рост поступлений по сравнению с АППГ обеспечен по налогу на прибыль организаций, он составил чуть более 17%, или 3 млрд рублей. Рост поступлений по вышеуказанному налогу связан в первую очередь с созданием консолидированных групп налогоплательщиков и увеличением поступлений вследствие перераспределения прибыли, полученной участниками групп исходя из стоимости имущества и количества работников организаций.

Однако, несмотря на общий рост поступлений, платежи в федеральный бюджет по сравнению с 2011 годом снизились на полмиллиарда рублей. Это снижение объясняется увеличением в этом году возмещения налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), которые реализуются на территории РФ. За 9 месяцев оно увеличилось по сравнению с АППГ на 30%.

Основные причины увеличения заявленного и возмещенного НДС связаны с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов на территории Ленобласти, среди них развитие морского торгового порта Усть­Луга в рамках Программы возрождения торгового флота России. В настоящее время часть терминалов введена в эксплуатацию полностью либо частично, другие же находятся в стадии активного строительства.

В долгосрочной перспективе реализация указанных проектов приведет к значительному росту налоговых поступлений в бюджетную систему. Причем такой оптимистичный прогноз обусловлен тем, что перевалка различных грузов является низкозатратной и потому быстроокупаемой, не может быть убыточной по своей специфике.

Кроме контрольной деятельности, областное управление и все налоговые органы региона большое внимание уделяли оптимизации налогового администрирования, расширению спектра сервисных услуг для всех категорий налогоплательщиков. Широко внедряется система информирования и консультирования через электронные каналы связи. Популярностью пользуется такая форма работы, как выезды специалистов в отдаленные уголки области. Обычно на местах не выдают налогоплательщикам необходимые платежные документы. Приносят плоды совместные рейды ГИБДД и Службы судебных приставов. Как было отмечено, особенно важны помощь и ежедневная поддержка администраций всех уровней, начиная с Губернатора. В общем, повседневная работа и веление времени – это ориентированность в работе в первую очередь на клиента.

О БАНКРОТСТВЕ В СЗФО: ОТСТАЕМ ОТ СТРАНЫ

На совещании сначала речь шла о результатах работы управлений ФНС России, входящих в Северо­Западный федеральный округ, за 9 месяцев нынешнего года и основных задачах до конца года. Среди выступавших были начальник Межведомственной инспекции ФНС России по СЗФО Владимир Красавин, замначальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства ФНС России Сергей Петрин, начальники межведомственных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Затем говорилось об организации работы налоговых органов по эффективному урегулированию задолженности, обеспечению процедур банкротства.

В частности, вот какие цифры и факты содержались в докладе Сергея Петрина. С начала 2012 года совокупная задолженность управлений ФНС РФ, входящих в СЗФО, снизилась на 0,3%, в то время как в целом по стране – на 1,5%. Причем более трети всей задолженности СЗФО приходится на Санкт¬Петербург – чуть более 31 млрд рублей. Эффективность мер взыскания и уровень погашения задолженности за последние 9 месяцев в нашем округе стал ниже среднероссийских показателей. К примеру, по состоянию на 1 октября нынешнего года эффективность взыскания задолженности в СЗФО – 48,5%, по России в целом – 53,4%. А год назад эффективность в целом по стране равнялась 55,3%, в СЗФО – чуть больше 58%!

Справедливости ради заметим: на протяжении 6 лет (с 2006 года) эффективность взыскания задолженности в СЗФО превышала среднероссийский показатель.

Сергей Петрин отметил следующие недостатки в работе налоговых органов СЗФО. Во­первых, недостаточно пристальное внимание к оценке возможности розыска имущества отсутствующих либо ликвидируемых должников. Во­вторых, при подготовке проектов документов, представляемых управлениями для согласования в ФНС России, зачастую надлежащим образом не проводятся сбор и анализ сведений, прежде всего о наличии у должника имущества в добанкротный период. Особенно это касается организаций­мигрантов.

ТОЛЬКО СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ И ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО

В заключение своего выступления высокий гость обратил внимание собравшихся на ряд приоритетных направлений для работы налоговых органов СЗФО с целью повышения эффективности налогового администрирования в части урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

Территориальные налоговые органы должны своевременно и в полном объеме принимать меры по взысканию налоговых долгов. А управлениям необходимо обеспечить строгий контроль за выполнением этими налоговыми органами требований законодательства о налогах и сборах.

Также рекомендовано налаживать эффективное взаимодействие с органами внутренних дел и прокуратуры для пресечения неправомерных действий при банкротстве должников. Прецеденты привлечения руководителей должника к ответственности, адекватной совершенным неправомерным деяниям, станут хорошими уроками для многих из тех, кто намеревается преступить закон.

Следует рассмотреть вопрос о создании совместных рабочих групп территориальных органов МВД и ФНС России в субъектах РФ по мониторингу финансового состояния градообразующих и бюджетообразующих предприятий с целью выявления на ранних стадиях признаков их преднамеренного банкротства.

Рекомендовано также принять меры по обеспечению своевременного обмена информацией между правоохранительными и налоговыми органами в отношении должников, которые находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Причем материалы для правоохранительных органов о противоправных действиях при банкротстве должны готовиться предельно качественно, а доводы уполномоченного органа должны быть документально обоснованы.

Кроме того, необходимо повысить качество подготовки доказательной базы для установления причинно¬следственной связи между действиями контролировавших должника лицами и доведением должника до банкротства в целях привлечения ответственных лиц к ответственности по обязательствам должника¬банкрота. И, конечно, при наличии оснований следует направлять в суд исковые заявления о привлечении собственников или руководителя должника к ответственности.

ДОЛГОВ СТАЛО МЕНЬШЕ НА ТРЕТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ РАСТЕТ

Об организации совместной работы Управления ФНС России по Ленобласти со Службой судебных приставов по исполнению исполнительных документов – тема доклада руководителя УФНС России по Ленобласти Александра Гнедых.

По итогам работы налоговых органов Ленобласти совокупная задолженность за 9 месяцев снижена на 3 млрд рублей (или 34%). На 1 октября нынешнего года она составила 5,9 млрд рублей. Всего по результатам принятых мер по урегулированию задолженности за 9 месяцев поступило 7 млрд рублей.

Эффективность взыскания составила 77%, что выше аналогичного периода прошлого года на 5 пунктов. Повышению эффективности способствовала индивидуальная работы с должниками, имеющими задолженность более 1,5 млн рублей. В целях контроля за такими должниками не реже двух раз в месяц инспекции формируют списки должников.

Эффективность процедур банкротства на 1.10.12 по области – чуть более 5%.

Поступило от реализации процедур банкротства 108 млн рублей. К сожалению, по словам Александра Гнедых, институт банкротства не дает особых положительных результатов и имеет ликвидационную направленность, является затратным для федерального бюджета.

В то же время эффективность взыскания задолженности после возбуждения исполнительного производства по области – 37%, показатель значительно вырос в этом году. Между прочим, план по нему ФНС на этот год – 25%.

Росту эффективности способствовали несколько факторов, в том числе и совместная работа с приставами. Со службой судебных приставов организован электронный документооборот.

По результатам совместной работы эффективность взыскания задолженности физических лиц в ходе исполнительного производства выросла по сравнению с прошлым годом почти в 3 раза, но составляет только 31%.

Основной резерв по взысканию задолженности физических лиц – за счет денежных средств на счетах и банковских картах, считает докладчик. По его словам, требуется внесение изменений в статью Налогового кодекса в части обязания банков предоставлять по запросам налоговых органов информацию о счетах, банковских картах должников – физических лиц для последующего предъявления судебного приказа к счету должника.

Ирина Королева