47 Ленинградская область
Дата публикации: 06.11.2012
Издание: Газета "Вести" № 172 (3735)
Тема: Семинар - совещание руководителей УФНС России по СЗФО
Источник: 
http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2012/11/06/nalogoviki-regiona-demonstriruyut-polozhitelnuyu-d/
– В целом я оцениваю работу управления по Ленинградской
области положительно, – отметил Сергей Аракелов. – Мы увидели неплохие
тенденции по судебным спорам, контрольной работе, то есть по всем основным
показателям – прогресс. Более того, достигнута определенная динамика по
урегулированию задолженности, что тоже очень важно. И с точки зрения наполнения
бюджета Управление по Ленобласти является одним из ключевых в Российской
Федерации.
НЕ КОЛИЧЕСТВО, А КАЧЕСТВО И 15 ДНЕЙ НА РЕШЕНИЕ СПОРА
Сергей Аракелов также прокомментировал работу совещания,
отметив:
– Вопервых, сегодня мы подвели итоги работы за 9 месяцев
2012 года, посмотрели на эффективность каждого управления по СЗФО. Увидели, что
в принципе управления отработали неплохо. На какие вопросы я обратил внимание в
первую очередь? Это вопросы контрольной работы: мы изменили методику оценки
эффективности налоговых органов, ушли от количественного показателя к
качественному. Сегодня важно проверять не много налогоплательщиков, а небольшое
их количество и очень точечно – по налогоплательщикам, которые используют схемы
ухода от налогообложения. Наверное, основной вопрос – что сегодня мы делаем
акцент на взыскания по результатам контрольных мероприятий. Второй вопрос – мы
усиленно развиваем систему досудебного регулирования налоговых споров.
Количество жалоб налогоплательщиков снизилось в среднем на 10 процентов. И эта
динамика нас радует. Более того, в целях совершенствования данной процедуры
сейчас мы подготовили законопроект, который будет направлен на рассмотрение
споров с налогоплательщиками обязательно в досудебном порядке. Только после
этого они будут обращаться в суд. Поскольку в общемто наша процедура в
настоящее время эффективна и в ее рамках мы отменяем порядка 40 процентов
решений налоговых органов – это очень высокий показатель, – для
налогоплательщика она выгодна: он не тратится на адвокатов и консультантов,
фактически он уплачивает госпошлину. И мы предложили ускоренную процедуру
рассмотрения – 15 дней, в отличие от судов, где дела рассматриваются годами. На
сегодняшний момент данный законопроект находится в Правительстве, и в ближайшие
несколько недель он будет внесен в ГосДуму. Вот это основные моменты.
НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ РАСТУТ НА МИЛЛИАРДЫ
ВСЕ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ – НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ
Чем же порадовали налоговики нашего региона? За 9 месяцев
нынешнего года в консолидированный бюджет РФ налогоплательщики Ленобласти
перечислили налоговые доходы в сумме 59,9 млрд рублей, что на 9,2 млрд рублей
(или 18%) больше по сравнению с поступлениями аналогичного периода прошлого
года (далее АППГ). Поступления подобных платежей в консолидированный бюджет
Ленобласти за тот же период увеличились почти на 21%, а в областной – почти на
22%. Исполнение кассового плана областного бюджета за 9 месяцев составило около
111%. Дополнительно мобилизовано в региональный бюджет 3,8 млрд рублей.
В абсолютном выражении наибольший рост поступлений по
сравнению с АППГ обеспечен по налогу на прибыль организаций, он составил чуть
более 17%, или 3 млрд рублей. Рост поступлений по вышеуказанному налогу связан
в первую очередь с созданием консолидированных групп налогоплательщиков и
увеличением поступлений вследствие перераспределения прибыли, полученной
участниками групп исходя из стоимости имущества и количества работников
организаций.
Однако, несмотря на общий рост поступлений, платежи в
федеральный бюджет по сравнению с 2011 годом снизились на полмиллиарда рублей.
Это снижение объясняется увеличением в этом году возмещения налога на
добавленную стоимость на товары (работы, услуги), которые реализуются на
территории РФ. За 9 месяцев оно увеличилось по сравнению с АППГ на 30%.
Основные причины увеличения заявленного и возмещенного НДС
связаны с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов на территории
Ленобласти, среди них развитие морского торгового порта УстьЛуга в рамках
Программы возрождения торгового флота России. В настоящее время часть
терминалов введена в эксплуатацию полностью либо частично, другие же находятся
в стадии активного строительства.
В долгосрочной перспективе реализация указанных проектов
приведет к значительному росту налоговых поступлений в бюджетную систему.
Причем такой оптимистичный прогноз обусловлен тем, что перевалка различных
грузов является низкозатратной и потому быстроокупаемой, не может быть убыточной
по своей специфике.
Кроме контрольной деятельности, областное управление и все
налоговые органы региона большое внимание уделяли оптимизации налогового
администрирования, расширению спектра сервисных услуг для всех категорий
налогоплательщиков. Широко внедряется система информирования и консультирования
через электронные каналы связи. Популярностью пользуется такая форма работы,
как выезды специалистов в отдаленные уголки области. Обычно на местах не выдают
налогоплательщикам необходимые платежные документы. Приносят плоды совместные
рейды ГИБДД и Службы судебных приставов. Как было отмечено, особенно важны
помощь и ежедневная поддержка администраций всех уровней, начиная с
Губернатора. В общем, повседневная работа и веление времени – это ориентированность
в работе в первую очередь на клиента.
О БАНКРОТСТВЕ В СЗФО: ОТСТАЕМ ОТ СТРАНЫ
На совещании сначала речь шла о результатах работы
управлений ФНС России, входящих в СевероЗападный федеральный округ, за 9
месяцев нынешнего года и основных задачах до конца года. Среди выступавших были
начальник Межведомственной инспекции ФНС России по СЗФО Владимир Красавин,
замначальника Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур
банкротства ФНС России Сергей Петрин, начальники межведомственных инспекций по
крупнейшим налогоплательщикам. Затем говорилось об организации работы налоговых
органов по эффективному урегулированию задолженности, обеспечению процедур
банкротства.
В частности, вот какие цифры и факты содержались в докладе
Сергея Петрина. С начала 2012 года совокупная задолженность управлений ФНС РФ,
входящих в СЗФО, снизилась на 0,3%, в то время как в целом по стране – на 1,5%.
Причем более трети всей задолженности СЗФО приходится на Санкт¬Петербург – чуть
более 31 млрд рублей. Эффективность мер взыскания и уровень погашения
задолженности за последние 9 месяцев в нашем округе стал ниже среднероссийских
показателей. К примеру, по состоянию на 1 октября нынешнего года эффективность
взыскания задолженности в СЗФО – 48,5%, по России в целом – 53,4%. А год назад
эффективность в целом по стране равнялась 55,3%, в СЗФО – чуть больше 58%!
Справедливости ради заметим: на протяжении 6 лет (с 2006
года) эффективность взыскания задолженности в СЗФО превышала среднероссийский
показатель.
Сергей Петрин отметил следующие недостатки в работе
налоговых органов СЗФО. Вопервых, недостаточно пристальное внимание к оценке
возможности розыска имущества отсутствующих либо ликвидируемых должников. Вовторых,
при подготовке проектов документов, представляемых управлениями для
согласования в ФНС России, зачастую надлежащим образом не проводятся сбор и
анализ сведений, прежде всего о наличии у должника имущества в добанкротный
период. Особенно это касается организациймигрантов.
ТОЛЬКО СТРОГИЙ КОНТРОЛЬ И ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО
В заключение своего выступления высокий гость обратил
внимание собравшихся на ряд приоритетных направлений для работы налоговых
органов СЗФО с целью повышения эффективности налогового администрирования в
части урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
Территориальные налоговые органы должны своевременно и в
полном объеме принимать меры по взысканию налоговых долгов. А управлениям
необходимо обеспечить строгий контроль за выполнением этими налоговыми органами
требований законодательства о налогах и сборах.
Также рекомендовано налаживать эффективное взаимодействие с
органами внутренних дел и прокуратуры для пресечения неправомерных действий при
банкротстве должников. Прецеденты привлечения руководителей должника к
ответственности, адекватной совершенным неправомерным деяниям, станут хорошими
уроками для многих из тех, кто намеревается преступить закон.
Следует рассмотреть вопрос о создании совместных рабочих
групп территориальных органов МВД и ФНС России в субъектах РФ по мониторингу
финансового состояния градообразующих и бюджетообразующих предприятий с целью
выявления на ранних стадиях признаков их преднамеренного банкротства.
Рекомендовано также принять меры по обеспечению
своевременного обмена информацией между правоохранительными и налоговыми
органами в отношении должников, которые находятся в процедурах, применяемых в
деле о банкротстве. Причем материалы для правоохранительных органов о
противоправных действиях при банкротстве должны готовиться предельно
качественно, а доводы уполномоченного органа должны быть документально
обоснованы.
Кроме того, необходимо повысить качество подготовки
доказательной базы для установления причинно¬следственной связи между
действиями контролировавших должника лицами и доведением должника до банкротства
в целях привлечения ответственных лиц к ответственности по обязательствам
должника¬банкрота. И, конечно, при наличии оснований следует направлять в суд
исковые заявления о привлечении собственников или руководителя должника к
ответственности.
ДОЛГОВ СТАЛО МЕНЬШЕ НА ТРЕТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВ
РАСТЕТ
Об организации совместной работы Управления ФНС России по
Ленобласти со Службой судебных приставов по исполнению исполнительных
документов – тема доклада руководителя УФНС России по Ленобласти Александра
Гнедых.
По итогам работы налоговых органов Ленобласти совокупная
задолженность за 9 месяцев снижена на 3 млрд рублей (или 34%). На 1 октября
нынешнего года она составила 5,9 млрд рублей. Всего по результатам принятых мер
по урегулированию задолженности за 9 месяцев поступило 7 млрд рублей.
Эффективность взыскания составила 77%, что выше аналогичного
периода прошлого года на 5 пунктов. Повышению эффективности способствовала
индивидуальная работы с должниками, имеющими задолженность более 1,5 млн
рублей. В целях контроля за такими должниками не реже двух раз в месяц
инспекции формируют списки должников.
Эффективность процедур банкротства на 1.10.12 по области –
чуть более 5%.
Поступило от реализации процедур банкротства 108 млн рублей.
К сожалению, по словам Александра Гнедых, институт банкротства не дает особых
положительных результатов и имеет ликвидационную направленность, является
затратным для федерального бюджета.
В то же время эффективность взыскания задолженности после
возбуждения исполнительного производства по области – 37%, показатель
значительно вырос в этом году. Между прочим, план по нему ФНС на этот год –
25%.
Росту эффективности способствовали несколько факторов, в том
числе и совместная работа с приставами. Со службой судебных приставов
организован электронный документооборот.
По результатам совместной работы эффективность взыскания
задолженности физических лиц в ходе исполнительного производства выросла по
сравнению с прошлым годом почти в 3 раза, но составляет только 31%.
Основной резерв по взысканию задолженности физических лиц –
за счет денежных средств на счетах и банковских картах, считает докладчик. По
его словам, требуется внесение изменений в статью Налогового кодекса в части
обязания банков предоставлять по запросам налоговых органов информацию о
счетах, банковских картах должников – физических лиц для последующего
предъявления судебного приказа к счету должника.
Ирина Королева