Дата публикации: 17.09.2014 13:19 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Эффективный инструмент для урегулирования споров в сфере государственной регистрации появился не так давно. О том, как он работает, журналу «Налоговая политика и практика» рассказал заместитель Руководителя ФНС России С.А. Аракелов.
С.А. Аракелов, в частности, пояснил, что изменения, касающиеся порядка досудебного обжалования решений регистрирующих органов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ), дают как налоговым органам, так и заявителям возможность устранения допущенных ошибок без длительных судебных тяжб. Теперь введена простая, быстрая и бесплатная процедура обжалования решений и действий (бездействия) регистрирующих органов и их должностных лиц, связанных с процедурой предоставления услуги по государственной регистрации.
Подать жалобу на решение регистрирующего органа может любое лицо, права которого данным решением нарушены. Жалоба может быть подана как в регистрирующий орган, вынесший решение, так и в вышестоящий регистрирующий орган. Для скорейшего рассмотрения заявителю следует выбрать первый способ. В этом случае регистрирующий орган, решение которого обжалуется, направляет жалобу в течение трех дней со дня ее поступления в вышестоящий орган вместе с документами, по результатам рассмотрения которых было принято оспариваемое решение. При выборе второго способа возникает дополнительная процедура запроса недостающих материалов, что может повлечь, в том числе продление сроков рассмотрения жалобы.
Еще одна новелла — установление обязательности обжалования решений об отказе в государственной регистрации. Практика показала, что введение данной процедуры стимулирует заинтересованных лиц к разрешению таких споров внутри системы административных органов, не доводя их до суда, и расширяет возможности заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов.
Принципиально новым также является возможность направления жалобы в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети интернет.
Срок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней установлен в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. Продление этого срока еще на 10 дней допускается только для получения дополнительных документов от заявителя, подающего жалобу, либо регистрирующего органа.
Стремление к урегулированию споров в досудебном порядке — один из приоритетов государственной политики, отвечающий общемировому тренду.
Подробнее об этом читайте в статье заместителя Руководителя ФНС России С.А. Аракелова, журнал «Налоговая политика и практика», № 9/2014.