ENG

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Ленинградской области в IV квартале 2021 года

Дата публикации: 19.01.2022 10:42

1. Информация о количестве и тематике поступивших в Управление ФНС России по Ленинградской области обращений граждан

В УФНС России по Ленинградской области в 4 квартале 2021 года поступило на рассмотрение 699 обращений граждан, из них – 3 запроса о предоставлении информации, 115 перенаправлены из ФНС России, 277 интернет – обращений (из них 165 – с сайта ФНС России, 94 – из ЛКФЛ, 18 – из ЛКИП), а также 42 обращения, поступивших с сайта GOSUSLUGI.RU. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений почти не изменилось (в 4 квартале 2020 года поступило 705 обращений граждан).

Анализ поступивших обращений граждан показал, что наибольшее количество писем поступило по вопросам контроля и надзора в налоговой сфере; задолженности по налогам, сборам и взносам; актуализация сведений об объектах налогообложения, а также начисления и уплаты имущественного налога, земельного налога и налога на доходы физических лиц.

В 4 квартале 2021 года основную часть обращений граждан составляли вопросы, затрагивающие задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (93 обращения или 13,3% от общего числа). Основной причиной обращений по данному вопросу является несогласие граждан с образованием у них задолженности по страховым взносам, непредставление в установленном порядке (в соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса РФ) сведений от регистрирующих органов.

Большую часть поступивших в отчетном периоде обращений занимали вопросы, связанных с налогом на доходы физических лиц и администрирования страховых взносов (87 обращений или 12,5% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставления имущественного и социального налогового вычета. Кроме того, граждане обращались по вопросам уплаты страховых взносов. Заявители просили разъяснить порядок представления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, вопросы порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов на приобретение объекта недвижимого имущества.

Также было достаточное количество вопросов о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов в отношении возврата имущественного налогового вычета по НДФЛ интересовали 52 налогоплательщика, что составило 7,4% от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога.

По контролю и надзору в налоговой сфере поступило 49 обращений или 7%. Налогоплательщики просили провести проверку деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на предмет соблюдения налогового законодательства.

Также по уплате налога на имущество поступило 47 обращений (6,7 % от общего числа). Заявители в своих обращениях в основном высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, указанной в полученном уведомлении на уплату имущественных налогов. Кроме того, высокую обеспокоенность граждан вызвало несвоевременное отражение информации об уплаченном имущественном налоге в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Актуальны вопросы по исчислению и уплате земельного налога. Так по данной тематике поступило 39 обращений, что составило 5,6% от общего числа обращений. Граждан интересовали вопросы значительного повышения сумм исчисленного земельного налога исходя их кадастровой стоимости земельного участка, также были просьбы пояснить расчет земельного налога, а льготные категории граждан – инвалиды, пенсионеры, участники войны – уточняли о предоставлении льготы по уплате земельного налога.

Некоторое количество обращений было связано с организацией работы с налогоплательщиками – 37 или 5,3%. Сюда попали обращения, связанные с отражением информации в личном кабинете налогоплательщика. Граждане задавали вопросы о корректировке данных по объектам налогообложения в личном кабинете, о порядке записи на прием в инспекции в режиме онлайн, а также о порядке индивидуального информирования налогоплательщиков и т.д. Снижение количества запросов по данной тематике отражает тенденцию к всё более активному использованию налогоплательщиками возможностей Интернета для решения своих вопросов без посещения налоговых органов.

Обращения граждан касались вопросов обжалования решений налоговых органов и должностных лиц (37 обращений или 5,3% от общего числа). Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы граждан на неправомерное начисление имущественных налогов, нарушение сроков предоставления налогового уведомления на уплату налогов и возврата налогового вычета. Имели место обращения в Управление с жалобами на начисление налоговыми органами имущественных налогов на объекты налогообложения, право собственности на которые, у налогоплательщика прекращено либо отсутствует. Отдельной категорией жалоб в рамках досудебного урегулирования споров являются жалобы заинтересованных лиц на решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации).

Весомую часть составляли вопросы граждан связанные с актуализацией сведений об объектах налогообложения (29 обращений или 4,1% от общего числа).

По вопросам уплаты транспортного налога поступило 26 обращений (3,7%). В основном граждане интересовались порядком перерасчета налога за предыдущие периоды, исчислением транспортного налога в случае снятия транспортного средства с регистрации в органах ГИБДД, а также присутствовали запросы по корректировке мощности автотранспортных средств.

По вопросу контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами поступило 27 обращений (3,8%). Налогоплательщики просили провести проверку деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на предмет соблюдения налогового законодательства.

Звучат вопросы о налогообложении малого бизнеса, специальных налоговых режимов от индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков УСН о возможном уменьшении суммы налога (23 обращения или 3,3% от общего числа).

Поступило 24 обращения ( 3,4%) о предоставлении льгот при уплате налогов.

По сравнению с предыдущим периодом поступило больше писем граждан, содержащих вопросы государственной регистрации юридических, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств (22 обращение или 3,1% от общего числа обращений). Также было получено 22 обращения о получении налоговых уведомлений об уплате налога.

Продолжают поступать сигналы от граждан об уклонении от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации физическими и юридическими лицами, в частности, граждане сообщали о неуплате НДФЛ от сдачи в наем помещений, просьбы о проведении выездных налоговых проверок для выявления фактов сокрытия доходов физическими лицами и организациями. По вопросам уклонения от уплаты налогов поступило 18 обращений (2,5%).

По вопросам регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей обратилось 15 граждан (2,1%).

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали юридические вопросы по налогам и сборам (8 обращений или 1,1% от общего числа).

Часть обращений граждан составляли вопросы, касательно регистрации и применения контрольно-кассовой техники (10 обращений или 1,4% от общего числа).

Кроме того, граждане обращались с просьбой разобраться с присвоением им более одного ИНН, а также по вопросу отказа от присвоенного ИНН по религиозным соображениям (8 обращений).

Граждан по-прежнему интересовали вопросы оказания услуг в электронной форме, пользование информационными ресурсами (7 обращений или 1% от общего числа).

По состоянию на 01.01.2022 на Портале ССТУ в электронной форме размещена информация о результатах рассмотрения 732 обращений граждан, а также о мерах, принятых по таким обращениям, поступившим в Управление.

Для принятия мер по исключению массовых обращений налогоплательщиков проводятся семинары, рассылка информационных листков по ТКС, информирование при личном приеме, выступления с разъяснениями на Ленинградском областном телевидении в цикле «Про налоги» сотрудников Управления и территориальных налоговых органов Ленинградской области. Размещаются информационно-разъяснительные материалы в «новостном» разделе интернет-сайта ФНС России (в 4 квартале размещено 25 материалов). Так, в отчетном периоде Управлением области организовано и проведено 2 тематических видео-семинара для налогоплательщиков, на котором присутствовало более 200 участников. В СМИ Ленинградской области (телеканал ЛенТВ24) были подготовлены 3 телерепортажа: "Информационная кампания по уплате имущественных налогов", интервью с заместителем руководителя А.Ю. Анисимовым "Самозанятые: итоги и перспективы", "Федеральная налоговая служба Ленобласти подводит итоги года".

Первоочередное внимание уделялось порядку начисления и уплаты налогов и сборов, действующих на территории Ленинградской области, в т.ч. по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц; об изменениях срока уплаты имущественных налогов физическими лицами, преимуществам представления налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи; возможности электронных сервисов на сайте ФНС России, правильности оформления платежных документов; о необходимости своевременно заявить о праве на налоговые льготы; о необходимости своевременной уплаты налогов и урегулировании задолженности.

На личный прием в четвертом квартале 2021 года обратился 1 гражданин, которому были даны разъяснения в ходе приема.

В отделе работы с налогоплательщиками Управления действует телефон справочной службы, по которому специалисты отдела предоставляли информацию в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99Н, также в соответствии с письмом ФНС России от 06.10.2016 №ОА-4-17/18952 был выделен дополнительный телефонный номер для обеспечения информирования заявителей, в т.ч. по вопросам связанным с рассылкой и получением налоговых уведомлений.

В 4 квартале 2021 года поступило 1897 звонков, в т.ч. 1376 переадресованных из Единого Контакт-центра ФНС России в Управление Ленинградской области в рамках оказания услуг по бесплатному информированию налогоплательщиков через единый Контакт-центр ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 30.04.2015 №СА-7-17/180.

Специалисты отдела налогообложения имущества, а также отдела урегулирования задолженности Управления на постоянной основе разъясняют вопросы по объектам налогообложения гражданам, обратившимся лично, чем уменьшают количество письменных обращений направленных в Управление.

2. Исполнительная дисциплина в структурных подразделениях УФНС России по Ленинградской области

В 4 квартале 2021 года все обращения граждан были зарегистрированы в срок и в соответствии с резолюцией Руководства поставлены на контроль.

Из 699 обращений на контроль было поставлено 696 обращений граждан.

В течение 4 квартала 2021 года в Управлении было рассмотрено 732 обращения, в т.ч. 111 обращений перешедших с 3 квартала 2021 года, на которые подготовлены и направлены ответы в установленные законодательством Российской Федерации сроки либо в письменной форме, либо в форме электронного документа в зависимости от выбора заявителя.

По состоянию на 01.01.2022 в Управлении на рассмотрении находится 76 обращений граждан.

3. Состояние исполнительской дисциплины в Инспекциях ФНС России по районам, городу без районного деления и Межрайонного уровня по Ленинградской области

Отделами УФНС России по Ленинградской области в адрес Инспекций ФНС России по Ленинградской области было направлено для рассмотрения и подготовки ответа 76 обращений. Все обращения граждан, направленные Управлением в территориальные налоговые органы, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.

Всего в налоговые органы Ленинградской области в 4 квартале 2021 года поступило 17280 обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 9,5 % (в 4 квартале 2020 года поступило 19096 обращений граждан).

Проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе районов Ленинградской области.

Основная доля обращений направленных в 47 регион в 4 квартале 2021 года поступила от граждан, проживающих в Ленинградской области. Наиболее активны жители Кировского и Всеволожского района (53%), Гатчинского (14,7%), Кингисеппского и Ломоносовского района (10,6 %), Выборгского (9,2%).

В 4 квартале 2021 года основную часть обращений граждан в налоговые органы Ленинградской области составляли вопросы администрирования имущественных налогов (3678 обращений или 21,3% от общего числа), так по вопросу исчисления и уплаты налога на имущество поступило 2138 обращений (12,3% от общего числа), транспортного налога - 1065 обращений (6,2% от общего числа) и земельного налога – 475 обращений (2,7% от общего числа). В текущем периоде заявители в своих обращениях высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога и обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения, отраженных в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов. Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, а также сообщали о факте неполучения налоговых уведомлений.

Справка об исполнении и тематике обращений граждан, поступивших в УФНС России по Ленинградской области в IV квартале 2021 года

Сводная справка о поступлении и рассмотрении письменных обращений граждан в IV квартале 2021 года в структурных подразделениях УФНС России по Ленинградской области