В настоящее время ФНС России ведёт активную работу по цифровизации своей деятельности и внедрению передовых технологий в целях эффективного налогового администрирования, что позволяет из года в год добиваться роста поступлений в бюджет государства.
В рамках обмена опытом ФНС России оказывает иностранным налоговым администрациям техническое содействие в различных форматах: от проведения обучающих семинаров и тренингов для специалистов налоговых органов различных направлений администрирования, до непосредственного технического содействия в виде консультаций и реализации проектов по модернизации информационно-аналитических систем.
Техническое содействие может быть оказано по запросу иностранной налоговой администрации и, как правило, адаптировано с учётом потребностей иностранных коллег и уровня цифровой зрелости действующих информационных систем, а также задач, стоящих перед налоговой администрацией.
ФНС России имеет обширный опыт внедрения различных цифровых решений в области налогового администрирования, что позволяет консультировать иностранные государства по вопросам реализации современных механизмов оказания услуг налогоплательщикам и подходов к налоговому контролю.
Комплексное обследование действующей системы налогового администрирования помогает определить направления для их усовершенствования в целях повышения собираемости налогов и упрощения исполнения налоговых обязанностей.
Направления:
- Анализ нормативно-правового регулирования налоговой системы государства;
- Анализ существующих бизнес-процессов по налоговому администрированию;
- Консультационное сопровождение процессов внедрения и модернизации информационных систем, используемых в налоговом администрировании;
- Консультационное сопровождение в части повышения эффективности взаимодействия с налогоплательщиками с целью упрощения исполнения налоговых обязательств.
Результаты:
Рекомендации по модернизации системы налогового администрирования.
Современное налоговое администрирование включает в себя множество информационных систем и технологий, которые позволяют собирать, обрабатывать и анализировать огромные объемы данных.
Обширный опыт технического содействия иностранным налоговым администрациям позволяет ФНС России выходить за рамки стандартных и уже реализованных в Российской Федерации задач и следовать международным тенденциям в развитии информационных систем налогового администрирования.
Направления:
- Технический аудит действующих информационных систем налогового администрирования и подготовка технических предложений по их модернизации;
- Разработка или модернизация информационных систем налоговой администрации (например, личные кабинеты налогоплательщиков, мобильные приложения, аналитические платформы).
Результаты:
- Предложения по результатам проведения технического аудита;
- Внедрение в эксплуатацию разработанных/ модернизированных информационных систем.
ФНС России оказывает услуги по проведению технического аудита существующих средств автоматизации бизнес-процессов налогового администрирования, в том числе имеющихся центров обработки данных, включая аудит информационных систем, информационно-аналитических систем, структуры и иерархической модели баз данных, ИТ-инфраструктуры, телекоммуникаций.
Направления:
- Комплексный анализ процессов налогового администрирования с точки зрения используемой ИТ-инфраструктуры;
- Аудит действующей архитектуры информационных систем, структуры и иерархической модели баз данных c точки зрения используемой ИТ-инфраструктуры и телекоммуникаций;
- Аудит информационной безопасности;
- Разработка концепции модернизации существующей ИТ-инфраструктуры.
Результаты:
Рекомендации по модернизации ИТ-инфраструктуры налоговой администрации.
АСК НДС – это программное обеспечение, которое обеспечивает автоматизацию перекрёстных проверок налоговых деклараций по НДС и электронных счетов-фактур.
Предпосылки для внедрения АСК НДС:
- Невозможность ручного контроля за каждой операцией, облагаемой НДС;
- Отсутствие централизованных данных для детального анализа цепочки финансово-хозяйственных операций между контрагентами;
- Налоговая отчетность по НДС содержит только сводные показатели, что не позволяет определить корректность исчисления и уплаты НДС.
АСК НДС основана на риск-ориентированном подходе, который позволяет сформировать экспертное мнение о налогоплательщике на основании набора параметров и оценить вероятность совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.
Алгоритм АСК НДС построен по принципу зеркальности отражения операций у покупателя и продавца в налоговой отчетности.
АСК НДС позволяет в режиме реального времени сопоставлять все операции контрагентов, выявлять налоговые разрывы по НДС, определять зоны налогового риска по непрозрачным операциям и информировать об этом пользователя.
Система позволяет автоматизировать налоговые процедуры и свести к минимуму влияние человеческого фактора при проведении проверок, что повышает эффективность налогового контроля.
Функциональные направления системы АСК НДС:
- Визуализация связей между налогоплательщиками: схема товарной деятельности налогоплательщиков на основании счетов-фактур с обогащением дополнительными данными.
- Выявление налогового разрыва и цепочек уклонения от уплаты НДС: поиск налогового разрыва на основании полученной налоговой отчетности и данных электронных счетов-фактур. Определение в автоматизированной режиме цепочек связей налогоплательщиков, использующих необоснованную налоговую выгоду, на основании настроенных критериев.
- Риск-анализ налогоплательщиков и налоговых деклараций: формирование комплексного мнения о налогоплательщике и прогнозирование факта совершения налогового нарушения.
- Дашборды с макроэкономическими показателями: оперативный контроль за НДС-оборотом в онлайн-режиме с возможностью детализации до хозяйствующего субъекта.
- Оценка эффективности работы налоговых органов: мониторинг эффективности работы налоговых органов с налоговым разрывом и схемными операциями.
Этапы внедрения:
- Обследование действующей модели налогового контроля уплаты НДС;
- Подготовка рекомендаций по изменению нормативно-правовой базы;
- Разработка системы;
- Внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию;
- Сопровождение внедрённой системы (при необходимости).
Результаты внедрения:
Для налогового органа:
- Выявление и пресечение деятельности недобросовестных налогоплательщиков;
- Наличие точных данных о величине и стоимости товарооборота по регионам и отраслям;
- Снижение трудовых и материальных затрат.
Для бизнеса:
- Сокращение административной нагрузки;
- Уменьшение количества проверок;
- Создание комфортных условий для ведения бизнеса.
Для экономики:
- Предупреждение о пресечение недобросовестной конкуренции;
- Повышение прозрачности экономики за счет сокращения теневого сектора;
- Поступление дополнительных налоговых доходов в бюджет.
Упрощенная версия автоматического администрирования НДС, при которой необязательно применять систему электронных счетов-фактур.
Сведения обо всех транзакциях налогоплательщиков погружаются в состав налоговой отчетности по НДС в виде реестров счетов-фактур, что также позволяет соблюдать принцип зеркального сопоставления данных налогоплательщиков и выявлять налоговый разрыв так, как это реализовано в АСК НДС.
Платформа администрирования НДС-Лайт – это наиболее оптимальная реализация на небольшом количестве администрируемых налогоплательщиков. Налоговая отчётность направляется в налоговые органы либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через операторов электронного документооборота.
Функциональные направления Платформы администрирования НДС-Лайт являются аналогичными системе АСК НДС, однако дополнительно могут включать онлайн-сервис Личный кабинет налогоплательщика для сдачи отчетности по НДС.
Этапы и результаты внедрения являются аналогичными этапам и результатам внедрения АСК НДС.
Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники («Онлайн-ККТ») – единая система сбора, обработки и хранения первичных данных о всей розничной торговле в режиме реального времени.
Предпосылки для внедрения системы «Онлайн-ККТ»
- Отсутствие полной информации о предмете и объеме розничной торговли;
- Отсутствие аналитики в режиме реального времени о социально значимых секторах экономики;
- Непрозрачность деятельности в сфере розничной торговли.
Система предназначена для автоматизированного контроля за применением контрольно-кассовой техники и соблюдением кассовой дисциплины налогоплательщиками.
Система в режиме реального времени обладает информацией о движении каждой единицы товара, определяет объекты налогового риска и информирует об этом пользователя.
Система «Онлайн-ККТ» - завершающий инструмент контроля движения товара от производителя до конечных потребителей.
Этапы реализации:
Обследование.
Поставка инфраструктуры ККТ (при необходимости):
- Приёмный комплекс кассовых чеков (АИС ОФД);
- Приёмный комплекс кассовых чеков налоговых органов (АИС ОФД НО);
- Информационная платформа кассовых чеков налоговых органов (АИС ККТ);
- Программное обеспечение фискальных модулей (физические устройства / облачные решения).
Разработка системы и мобильного приложения.
Внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию.
Сопровождение системы (при необходимости).
Результаты внедрения:
Для налогового органа:
- Легализация розничной торговли и сферы услуг;
- Выявление и пресечение деятельности недобросовестных налогоплательщиков;
- Владение информацией в режиме реального времени о движении каждой единицы товара;
- Контроль по всей цепочке движения товара – от производства (импорта) до потребителя.
Для бизнеса:
- Сокращение административной нагрузки;
- Инструмент гражданского (общественного) контроля;
- Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
Для экономики:
- Повышение прозрачности экономики за счет сокращения «нелегального товарооборота»;
- Получение объективной статистики на основе первичных данных;
- Поступление дополнительных налоговых бюджетов.
Основной задачей специального налогового режима является создание простого и удобного способа легального ведения коммерческой деятельности и уплаты налогов для «микропредпринимателей».
Всё взаимодействие между самозанятыми и налоговым органом происходит удаленно посредством использования мобильного приложения и личного кабинета. Самозанятому не нужно сдавать отчётность и покупать кассу – приложение само ведет учёт доходов, рассчитывает налог и формирует электронный чек.
Внедрение специального налогового режима для самозанятых и его цифровизация в России позволила вывести из тени большое количество мелких предпринимателей, которые смогли официально вести бизнес и уплачивать налоги.
Преимущества специального налогового режима:
- Упрощенная регистрация и постановка на учет. Регистрация только в мобильном приложении;
- Минимальные налоговые ставки. Отсутствие иных обязательных платежей;
- Налоговый вычет при регистрации;
- Легальная деятельность без регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Взаимодействие с любыми юридическими лицами, в том числе иностранными;
- Удобный способ расчета с клиентами. Нет обязанности открывать расчетный счет. Можно использовать личную карту;
- Привилегии, идентичные юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Получение грантов, участия в госзакупках, аренда госимущества, подтверждение дохода, получение визы и т.д.;
- Нет деклараций и отчетов. Учет доходов ведется автоматически в мобильном приложении;
- Формирование контрольных документов (чеков). Не надо покупать ККТ. Чек можно сформировать в мобильном приложении;
- Автоматическая оплата налога через привязанную банковскую карту в мобильном приложении.
Функционал системы:
- Регистрация и верификация ФЛ в качестве Самозанятых в режиме онлайн;
- Личный кабинет Самозанятого (с отражением профиля самозанятого и возможностью принимать уведомления от налогового органа);
- Формирование кассового чека продажи и передача данных в налоговые органы в режиме онлайн;
- Автоматизированный расчет налоговой базы по данным кассовых чеков;
- Возможность оплаты налога в режиме онлайн и функция автоплатежа;
- Мобильное приложение налогоплательщика под операционные системы Android и iOS.
Этапы реализации:
- Обследование;
- Разработка системы (приёмный комплекс, обработка и хранение информации), мобильного приложения и личного кабинета для самозанятых;
- Внедрение системы в опытную эксплуатацию;
- Внедрение системы в промышленную эксплуатацию;
- Сопровождение системы (при необходимости).
Результаты:
Для налогового органа:
- Автоматизация процесса налогового администрирования малого бизнеса.
Для бизнеса:
- Легализация профессиональной деятельности;
- Простые и комфортные условия для ведения малого бизнеса;
- Официальный статус самозанятого и использование льгот от государства.
Для экономики:
- Повышение прозрачности экономики за счет обеления всех сфер деятельности;
- Поступление дополнительных налоговых доходов в бюджет;
- Информация в режиме реального времени о товарах и услуг, реализуемых малым бизнесом.
Применение Общего стандарта отчетности (CRS) предусматривает ежегодный автоматический обмен данными о финансовых счетах в соответствии со статьей 2 Многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года, подписанное Российской Федерацией 12 мая 2016 года.
Система идентификации и риск-профилирования позволяет:
- Автоматически идентифицировать получаемые данные посредством верификации с внутренними базами данных;
- Выявлять неуплату налогов с иностранных доходов путем сопоставления с данными налоговых деклараций и формировать риски;
- Обеспечивать наглядную визуализацию данных автоматического обмена для осуществления аналитической работы налоговыми органами;
- Автоматизировать контрольные процедуры в части отработки рисков, мониторить процесс отработки рисков на всем жизненном цикле;
- Информировать налогоплательщиков о выявленных рисках через личный кабинет для возможности самостоятельного декларирования.
Функциональные направления системы:
- Обработка данных: Извлечение и первичная обработка поступивших данных и подготовка к анализу. Ввиду различия в используемом языке (данные поступают в латинской транскрипции) осуществляется транслитерация и нормализация данных.
- Автоматическая идентификация данных: Обработанные данные проходят одновременное сопоставление по всем внутренним источникам данных для поиска совпадений. Запись считается идентифицированной только в случае совпадения двух элементов исходной записи с внутренней базой данных (напр. ФИО и дата рождения).
- Модуль верификации: при невозможности однозначной автоматической идентификации записи, она попадает в модуль ручной верификации.
- Риск-профилирование: Расчет и визуализация рисков неуплаты налогов от источников за рубежом, рассчитанных на основе идентифицированных данных.
- Отработка выявленных рисков: Мониторинг эффективности работы налоговых органов с выявленными рисками.
Этапы реализации:
- Обследование.
- Подготовка рекомендаций по изменению нормативно-правовой базы.
- Разработка системы.
- Внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию.
- Сопровождение внедрённой системы (при необходимости).
Результаты:
Для налогового органа:
- Высокий уровень идентификации данных автоматического обмена;
- Автоматическое выявление рисков незадекларированных иностранных доходов;
- Эффективный процесс работы с данными и выявленными рисками;
- Самостоятельное декларирование налогоплательщиками доходов от источников за рубежом в последующих периодах.
Для экономики:
- Снижение вывода капитала за рубеж;
- Поступление недополученных налоговых доходов в бюджет.