ENG

Проверка соблюдения процедурных вопросов по жалобам налогоплательщиков

Дата публикации: 29.09.2014 09:40 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Решения налоговых органов, вынесенные по результатам налоговых проверок, должны пройти досудебное урегулирование налогового спора. В силу п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) до обращения в суд налогоплательщик, не согласный с результатами проведенных в отношении него контрольных мероприятий, обязан реализовать возможность разрешения спора внутри налоговой службы, то есть в административном порядке.
 
В п. 2 ст. 139.2 НК РФ закреплены требования к содержанию жалобы. В ней, в частности, должны быть приведены основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены, а также конкретные требования этого лица.
 
Если в обращении налогоплательщик указал на несоблюдение проверяющими правил проведения контрольных мероприятий и рассмотрения их результатов, вышестоящий налоговый орган (далее – ВНО) не сможет оставить эти доводы без внимания. В подобной ситуации должностное лицо, рассматривающее жалобу, обязано проверить соблюдение территориальной инспекцией процедурных вопросов. По итогам такой проверки устанавливается (опровергается) наличие нарушений, их характер (существенные или нет), а также влияние на обоснованность принятого решения.
 
Между тем, п. 5 ст. 140 НК РФ предоставляет ВНО право отменить обжалуемое налогоплательщиком решение и заново рассмотреть материалы проверки с участием последнего. Сделать это можно при выявлении процедурных нарушений, допущенных нижестоящей инспекцией при вынесении решения.
 
Таким образом, в ситуации, когда проверяемое лицо в своем обращении указало на процедурные нарушения со стороны инспекции, его доводы проверяются, им дается соответствующая оценка.
 
Если налогоплательщик не настаивал в жалобе на отмене решения инспекции по процедурным основаниям, ВНО в ходе рассмотрения жалобы вправе не исследовать процедурные моменты. Подтверждение такому выводу - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее - Постановление № 57).
 
Из п. 68 Постановления № 57 следует: обязательный досудебный механизм урегулирования налогового спора при обжаловании ненормативного правового акта инспекции, принятого по результатам выездной или камеральной проверки, распространяется на оспаривание такого акта не только по существу, но и по процедурным основаниям. Согласно позиции высших арбитров суды могут оценивать доводы плательщика о несоблюдении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки только в том случае, если эти доводы заявлялись при обжаловании решения в административном порядке.
 
Таким образом, если проверяемое лицо не требовало от ВНО отменить решение инспекции по процедурным основаниям, в суде с таким заявлением выступить можно, но оно судом рассматриваться не будет.