Дата публикации: 04.09.2014 15:13 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В разделе сайта «Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами» размещено письмо ФНС России от 20.08.2014 № СА-4-3/16606@.
Данным письмом ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков согласованную с Министерством финансов Российской Федерации позицию по вопросу учета в целях налогообложения прибыли выплат в виде вознаграждения руководителям государственных унитарных предприятий.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 2 статьи 255 Кодекса к расходам на оплату труда отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
При этом пунктом 21 статьи 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
Особый порядок вознаграждения руководителей государственного предприятия установлен Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 №210.
Согласно пункту 4 указанного Положения вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, за вычетом средств, направленных на потребление.
Так, если начисление сумм вознаграждения руководителю государственного унитарного предприятия осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения, то следует учитывать нормы пункта 1 статьи 270 Кодекса, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы, в частности, в виде сумм прибыли после налогообложения.
В этой связи если вознаграждение руководителю государственного унитарного предприятия выплачивается за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, то подобные выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
В случае если начисление вознаграждения руководителю государственного унитарного предприятия производится на основании трудового договора, а показатель чистой прибыли (по данным бухгалтерского учета) применяется только для определения размера вознаграждения и не является источником таких выплат, то подобные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда.