50 Московская область
Дата публикации: 21.05.2020
Издание: Радио1
Тема: Коронавирус
Источник: 
https://radio1.news/article/kak-pri-ischislenii-nalogov-uchityvat-subsidii-poluchennye-iz-razlichnyh-byudzhetov-43481
Пресс-секретарь Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Анна Косицына побеседовала в программе «Налоговый ликбез» с начальником отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Московской области Виталием Александровичем Пыркиным. Речь шла о том, как при исчислении налогов учитывать субсидии, полученные из различных бюджетов России.
В современных непростых экономических условиях особенно остро стоит вопрос поддержки предпринимательской деятельности. Помогает ли создавать такие условия выдача бизнесу субсидий?
Безусловно! Субсидия представляет собой разовое пособие в различной форме, предоставляемое из средств различных бюджетов бюджетной системы России. В 2018 году в Московской области из бюджета субъекта и местных бюджетов на поддержку предпринимателям было выделено субсидий на сумму более 16 млрд рублей, в 2019 году эта сумма превысила 69 млрд рублей. Эта мера поддержки крайне эффективна и активно используется предпринимателями.
Установлены ли какие-либо особенности исчисления налогов при получении субсидий? И если установлены, то по каким налогам?
Да, разумеется. Налоговым законодательством с учётом природы субсидий предусмотрены особые условия исчисления налогов. Это относится к основным налогам, уплачиваемым предпринимателем при ведении бизнеса, а именно налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций или, если организация применяет специальный налоговый режим, то налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
И какие же предусмотрены особенности учёта? Давайте начнём с налога на добавленную стоимость.
Субсидии, полученные из бюджета, могут, как учитываться при исчислении налоговой базы по НДС, так и нет. Всё зависит от того, на какие цели получены субсидии.
Например, в налоговую базу нужно включить субсидии, которые получены в счёт оплаты товаров (работ, услуг), реализуемых с НДС. А субсидии, направленные на финансирование затрат на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе имущественных прав, основных средств, нематериальных активов, не учитываются при определении налоговой базы по НДС, так как предполагается, что не имеет значения, приобретены они за счёт субсидии или она компенсирует произведенные затраты. Ни в том, ни в другом случаях объект налогообложения не возникает.
При этом всё-таки в каждом конкретном случае следует исходить из конкретных обстоятельств и договоров, позволяющих достоверно квалифицировать цели получения субсидии и понять, какую норму Налогового кодекса России применять к той или иной ситуации.
Отмечу только, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, полностью за счёт субсидий или бюджетных инвестиций, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат (п. 2.1 ст. 170 НК РФ), а в случае принятия к вычету суммы налога по приобретённым товарам, сумма налога восстанавливается(пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Такие суммы налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов (ст. 264 НК РФ).
Если за счёт субсидий была оплачена часть товаров (работ, услуг), то «входной» НДС не подлежит вычету и включается в расходы в соответствующей доле (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Получается, что для НДС нужно ориентироваться на конкретные условия договоров, чтобы понять, как учитывать субсидии. Можно сказать, что учёт субсидий при исчислении НДС – это тема для отдельного интервью. Давайте не будем углубляться в НДС, а перейдем к налогу на прибыль организаций.
Принятие к учёту субсидий при исчислении налога на прибыль организаций зависит от вида и характера расходов, на финансирование (компенсацию) которых выделена субсидия.
По общему правилу, полученные субсидии учитываются во внереализационных доходах. Но тут нужно иметь в виду, что в зависимости от целевого назначения субсидий различен момент отнесения их к доходам.
Так, субсидии, полученные на финансирование расходов, учитываются в доходах по мере признания соответствующих расходов, на покрытие которых выделены субсидии.
Субсидии, полученные на компенсацию ранее произведённых расходов, учитываются в доходах по мере признания соответствующих расходов, на покрытие которых выделены субсидии.
Исключение составляют субсидии, выданные на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества или на приобретение имущественных прав:
− если речь идет о финансировании расходов, то при реализации соответствующего имущества полученные субсидии, не учтённые в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошло выбытие;
− если же мы говорим о компенсации ранее произведённых расходов, то такие субсидии учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам. Оставшаяся разница учитывается аналогично учёту субсидий, полученных на финансирование расходов.
Также стоит отметить, что субсидии, полученные в рамках возмездного договора, учитываются в составе выручки от реализации, то есть не в составе внереализационных доходов.
То есть сумму полученных субсидий предпринимателю необходимо отразить в доходах при исчислении налога на прибыль организаций, а как именно, зависит от вида полученной субсидии?
Да, совершенно верно! Исключение составляют субсидии, выделенные на возмещение расходов, не учитываемых для целей исчисления налога на прибыль организаций, и субсидии для автономных и бюджетных учреждений. Такие субсидии в доходах не отражаются.
А что касается упрощённой системы налогообложения?
Поскольку доходы для целей налогообложения УСН определяются в порядке, аналогичном налогу на прибыль организаций, то и субсидии учитываются в аналогичном порядке. Но важно отметить, что доходы в УСН признаются по кассовому методу.
Так, полученные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счёт этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму понесенных расходов, то разница между указанными суммами в полном объёме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Напомню, что налоговый периодом по УСН признаётся календарный год.
Если я правильно понимаю, то сейчас мы говорили об общих правилах учёта субсидий. А что касается субсидий, которые предусмотрены в качестве одной из мер, принятых государством для поддержки бизнеса на период снижения деловой и потребительской активности из-за угрозы распространения коронавируса?
Такие субсидии в соответствии с Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ при определении налоговой базы не учитываются в составе доходов в целях исчисления налога на прибыль организаций и налога, уплачиваемого при применении УСН, так как соответствующее изменение внесено в 251 статью НК РФ.
Что касается налога на добавленную стоимость, то законодатель предусмотрел, что в случае получения субсидий в рамках поддержки бизнеса на период распространения коронавируса, нормы, предусмотренные ст. 170 НК РФ не применяются. Следовательно, в случае направления субсидии на приобретение товаров, работ и услуг, сумма НДС, уплаченная поставщику, принимается к вычету и не подлежит восстановлению, если сумма налога была включена в состав налогового вычета ранее.
Виталий Александрович, давайте напомним нашим слушателям, кто может рассчитывать на получение таких субсидий для поддержки бизнеса на период снижения деловой и потребительской активности из-за угрозы распространения коронавируса.
Основные условия для получения субсидии следующие:
− налогоплательщик должен быть включён в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года;
− отрасль, в которой он ведёт свою деятельность, должна относиться к числу пострадавших;
− заявитель не должен находиться в процессе ликвидации, в отношении него не должна вестись процедура банкротства, и не должно быть принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
− заявитель по состоянию на 01.03.2020 не должен иметь задолженности по налогам и страховым взносам более трёх тысяч рублей;
− количество работников в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90% от количества работников в марте 2020 года;
− отчётность о застрахованных лицах в ПФР (СЗВ-М) за март 2020 года должна быть представлена вовремя.
Для удобства на сайте ФНС России заработал специальный сервис, позволяющий проверить, есть ли у вас право на получение субсидии и отследить ход рассмотрения поданного в налоговый орган заявления.
Правильно ли я помню, что для получения такой субсидии предпринимателю необходимо подать заявление в налоговый орган? Каким образом это можно сделать в текущей ситуации?
Да, всё верно! Заявление можно направить в электронном виде по ТКС (то есть по защищённым каналам связи, по которым налогоплательщики представляют в налоговые органы отчётность) или через личные кабинеты юрлиц и ИП.
На бумажном носителе заявление можно направить по почте или принести в инспекцию, положив в специально установленный бокс для приёма корреспонденции.
По результатам рассмотрения заявления в течение трёх дней налоговый орган вынесет решение. И, если условия соблюдены, Федеральное казначейство перечислит деньги, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который представляется субсидия.