ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 27.02.2020 15:39 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 26 февраля 2020 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

В мероприятии приняли участие представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, контрольно-надзорных ведомств (Прокуратуры, Следственного управления Следственного комитета, УМВД Новгородской области), общественных организаций, Общественной палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия – всего 31 участник. 

Основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Как подчеркнул в своем выступлении руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов, ФНС России стремится предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес-решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

  • онлайн - кассы: итоги перехода на новый порядок применения ККТ;
  • электронная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Электронные сервисы ФНС России, необходимые для ведения бизнеса;
  • преднамеренное банкротство: признаки и последствия.

Начальник контрольного отдела Управления Н.М.Бубнова в своем выступлении отметила, что на сегодняшний день 14,4 тыс. единиц контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в Новгородской области, передают в режиме реального времени в Федеральную налоговую службу информацию о каждой розничной покупке.

Всего за период внедрения ККТ нового образца (с 01.02.2017) переданы сведения о выручке, полученной на территории региона, в размере 314 млрд. руб, в том числе: розничная торговля – 113 млрд. руб., аптеки – 8,6 млрд. руб., рестораны и кафе – 8,3 млрд. руб.; АЗС – 2,7 млрд. руб. и прочие виды деятельности – 181 млрд. рублей.

Налоговым вычетом в сумме расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, введенным Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ,  за налоговые периоды 2018 и 2019 годов воспользовались 1580 индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход или патентную систему налогообложения.

Федеральной налоговой службой, в рамках исполнения «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ, реализуются концепции риск-ориентированного подхода к планированию проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Результатом риск – ориентированного подхода к налоговому администрированию стало снижение количества проверок ККТ при одновременном повышении их результативности.

За 2019 год налоговыми органами области проведено 170 проверок соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники и кассовой дисциплины, нарушения были выявлены в ходе 169. Результативность проверок составила 99,4 процента. При парке ККТ, работающей на территории области, в количестве 14,4 тыс. единиц, проверками охвачено 1,2 процента зарегистрированных касс.

Для сравнения: до реформы ККТ показатели были следующие:  по состоянию на 01.01.2010  парк ККТ – 16 тыс. единиц, количество проверок- 6041, охват проверками – 37 %, результативность проверок – 15 %;  по состоянию на 01.01.2017 парк ККТ – 10 тыс. единиц, количество проверок- 467, охват проверками – 4,6 %, результативность проверок – 85 %.

По-прежнему, основная часть проверок проводится по жалобам граждан и основная часть установленных нарушений - это неприменение контрольно-кассовой техники. Всего за 2019 год налоговыми органами было получено 137 жалоб на нарушения, связанные с применением ККТ. Неприменение контрольно-кассовой техники было выявлено в 82 % от общего количества проверок (в 140 из 170). Кроме того, выявляются факты применения ККТ, которые не соответствуют установленным требованиям (16 %).

Сумма предъявленных штрафов за нарушение законодательства о применении ККТ за 2019 год составила 2,7 млн.рублей, что немного выше чем за 2018 год (2,4 млн.руб.). Средняя сумма предъявляемого штрафа составляет 14,5 тыс.рублей.

Начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Управления Н.И.Васильев рассказал, как осуществить регистрационные действия юридическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю в электронном виде, об электронных сервисах ФНС России, необходимых для ведения бизнеса. С помощью электронных сервисов, размещенных на Интернет-сайте, Федеральная налоговая служба создает возможности для заинтересованных лиц в создании хозяйствующих субъектов без личной явки в налоговые органы, а также для получения различной информации.

Приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@ утвержден Порядок направления документов при государственной регистрации в регистрирующий орган в электронном виде. Направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом, с 01.01.2019 заявители, предоставляющие документы для государственной регистрации в электронном виде, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Слушателям были представлены возможности сервиса ФНС России «Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», блока сервисов «Уплата налогов и пошлин». Любое заинтересованное лицо без обращения в налоговый орган может узнать свой ИНН. Для этого служит блок сервисов «Сведения об ИНН».

Для лиц, которые хотят воспользоваться услугами какой-либо организации или предпринимателя, есть возможность просмотреть открытую информацию об интересующем субъекте. Для этого можно воспользоваться сведениями раздела «Риски бизнеса». В ветке «Проверь себя и контрагента» можно просмотреть общую информацию об интересующем субъекте и сформировать выписку. Электронный сервис «Прозрачный бизнес» представляет информацию не только из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, но и о принадлежности к малым и средним предприятиям, о налоговых режимах, о наличии публикаций в «Вестнике государственной регистрации» и т.д. Сервис наглядно показывает выявленные регистрирующим органом факты недостоверности сведений о юридическом лице.

Также, на сайте ФНС России реализована возможность формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и различных статистических данных.

Начальник отдела обеспечения процедур банкротства Управления А.А.Хохлов отметил, что в последнее время значительно возросло число процедур банкротства.

Так, по состоянию на 01.01.2018 г. в процедурах банкротства находилось 237 должников  с суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов 1595,7 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2019 их количество выросло примерно  на 30 % до 324 процедур с суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов 1641,3 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2020 количество должников составляет 513 с суммой долга, включенного в РТК 1827 млн рублей.

Управлением ФНС России по Новгородской области в 2019 году направлено 118 заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) на общую сумму 420,4 млн. рублей.

На настоящий момент в процедуре наблюдения находятся 18 должников, в процедуре внешнего управления – 1 в процедуре конкурсного производства – 165 должников, в процедуре реструктуризации долгов гражданина – 59 должников, в процедуре реализации имущества гражданина – 270 должников.

По видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2020 г. наибольший удельный вес должников банкротов – 25% (49 должников - банкротов) – приходится на деятельность по операциям с недвижимым имуществом, 20% (40 должников - банкротов) приходится на оптовую и розничную торговлю, 15% (30 должников - банкротов) приходится на строительство, 9 % (20 должников - банкротов) приходится на транспортировку и хранение,  8% (18 должников - банкротов) приходится на сельское и лесное хозяйство, на обрабатывающее производство 7% (17 должников банкротов) и 14% (10 должника-банкрота) на остальные виды деятельности.

Сохраняется рост поступлений в бюджет РФ от должников, имеющих признаки банкротства. В 2019 году в бюджет РФ поступило на 57,1 млн. рублей (или на 16,1%) больше, чем в 2018 году. По результатам работы за 2019 год погашение задолженности в процедурах банкротства составляет 411,3 млн. рублей.

В последние годы в России выявляется огромное количество организаций, не способных приспособиться к быстроменяющимся рыночным условиям, что проявляется в их экономической несостоятельности, неплатежеспособности, других негативных проявлениях, обусловленных их неспособностью исполнения своих обязательств как перед государством, так и перед другими контрагентами, что приводит, в конечном итоге, к их банкротству с ликвидацией не только юридического лица, но и всего бизнеса.

Процесс несостоятельности (банкротства) в российской практике представляет собой установленную законом процедуру исключения из гражданского оборота неэффективных субъектов предпринимательской деятельности, а также восстановления финансового состояния должников в случае наступления в их деятельности временных экономических трудностей.

На практике нередки случаи, когда недобросовестные субъекты гражданско-правовых отношений, используя механизмы правового регулирования, предоставленные им законом, осуществляют комплекс различных мер, реализация которых направлена на удовлетворение личных корыстных интересов, что в итоге причиняет ущерб не только их партнерам, работникам, другим субъектам правоотношений, но и государству в целом. Такие негативные последствия имеют инициированные преднамеренные банкротства.

Для определения признаков преднамеренного банкротства проводится соответствующая экспертиза или иная проверка. Порядок проведения проверки утвержден Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

Действия лиц, заведомо влекущие неспособность юридического лица индивидуального предпринимателя или гражданина в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, которые впоследствии причинили вред в виде крупного ущерба, регламентируются ст. 196 Уголовного кодекса РФ. В 2019 году налоговыми органами области в правоохранительные органы по ст. 196 УК РФ направлено 3 материала.

На слушаниях также выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области Ю.В.Михайлов, который указал на тесное взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Новгородской области по различным вопросам. По словам Ю.В.Михайлова, имеется необходимость дальнейшего сотрудничества исполнительной власти и бизнес-сообщества, и подобного рода открытые слушания способствуют его развитию.   

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих представителей налогоплательщиков.

Подводя итоги мероприятия, руководитель Управления А.Г.Веселов отметил, что проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований представляет деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышает уровень доверия налогоплательщиков к контролирующим органам.