ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 05.06.2019 09:33 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 04 июня 2019 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

В мероприятии приняли участие представители Правительства Новгородской области, региональных министерств, контрольно-надзорных ведомств (Прокуратуры, Следственного управления Следственного комитета, УМВД Новгородской области), общественных организаций, Общественной палаты Новгородской области, Общественного совета при УФНС России по Новгородской области, Торгово – промышленной палаты, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, представители бизнес-сообщества, а также целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия – всего 49 человек. 

Реформирование системы государственного контроля определено в качестве одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации. Цель реформирования системы государственного контроля – сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счет более эффективной контрольно-надзорной деятельности. В частности, реформа предусматривает переход на риск - ориентированный подход с концентрацией проверок в отраслях с наиболее высокими рисками, и усиление профилактики нарушений.

Как подчеркнул в своем выступлении заместитель руководителя УФНС России по Новгородской области А.М.Пуркис, на текущем этапе акцент  контрольной работы налоговых органов смещен на информирование налогоплательщиков о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем ухода от налогообложения.

Налоговая служба  открыта  к общению и готова к выстраиванию  партнерских отношений  с бизнес-сообществом. Поэтому основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Результатом такого подхода к налоговому администрированию стало снижение количества выездных налоговых  проверок при одновременном повышении их результативности. Так, в 1 квартале 2019 года налоговыми органами области проведено 4 выездных налоговых проверок (в 1 квартале 2018 года – 9 проверок), дополнительно начислено в бюджет платежей в сумме 32 млн. рублей

Проведено 57 тысяч камеральных налоговых проверок, в ходе которых дополнительно начислено в бюджет 49 млн. рублей. По результатам контрольной работы взыскано в бюджет 61 млн. рублей.

Проведено 36 проверок по вопросам соблюдения законодательства, регламентирующего применение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, нарушения выявлены в ходе 35 проверок. По результатам выявленных нарушений предъявлены штрафные санкции на сумму 0,6 млн. руб., взыскано 0,5 млн. рублей.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

  • Предупреждение возникновения налоговой задолженности и законные механизмы ее урегулирования;
  • Взыскание задолженности по обязательным платежам посредством механизмов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Субсидиарная ответственность в процедурах банкротства;
  • Итоги декларационной кампании - 2019. Актуальные вопросы администрирования НДФЛ для налоговых агентов.

Начальник одела урегулирования задолженности Управления Ю.Е.Шангина в своем выступлении отметила, что деятельность налоговых органов по совершенствованию администрирования должна быть направлена на увеличение числа налогоплательщиков, добросовестно выполняющих обязанности перед государством и, соответственно, снижение числа тех, кто их неудовлетворительно исполняет. Таким образом, с одной стороны, необходим акцент на установление партнерских взаимоотношений с добросовестными налогоплательщиками, а с другой - реализация контрольно-предупредительной функции, нацеленной на пресечение и предотвращение налоговых правонарушений.

Эффективность работы налоговых органов базируется, прежде всего, на увеличении поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ, а также на снижении задолженности и недоимки.

Совокупная задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.05.2019 составила 6,5 млрд. руб., в том числе: задолженность внебюджетных фондов 2,2 млрд. руб. или 33,8% от совокупной задолженности, задолженность банкротов составляет 2,2 млрд. руб. или 33,8 % от совокупной задолженности, задолженность по имущественным налогам физических лиц 0,59 млрд. руб. или 9,1 % от совокупной задолженности. За 4 месяца 2019  совокупная задолженность выросла по сравнению с началом года  на 295,7 млн. руб. или на 4,8 %.

Недостаточно просто довести до налогоплательщиков изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, нужно повышать налоговую культуру участников бизнеса и отдельных граждан, дать им возможность проявить свою гражданскую позицию, которая в данном случае выражается в своевременной и полной уплате налогов, а также способствовать формированию позитивного имиджа налоговой службы. Поэтому работа с налогоплательщиками всегда была и будет приоритетом для налоговых органов.

Ю.Е.Шангина обратила особое внимание на изменившийся подход в работе с должниками. В этом году налоговая служба разработала систему управления долгом («СУД»). Она предусматривает автоматизированный финансовый анализ должника, цифровое выявление схемы уклонения от уплаты налогов, формирование карты должника с понятной итоговой стоимостью активов и рассчитанными рисками взыскания.

Также «СУД» – это индивидуальная работа по выявлению кредиторов, дебиторов должника, установлению легитимности кредиторской задолженности, поиску аффилированных лиц. Налоговая служба начинает работать именно с должниками, а не с задолженностями. В целом новую концепцию по управлению долгом кратко можно охарактеризовать словами «не платить становится дороже». Для тех людей, которые использовали неплатежи как способ ухода от налогообложения, эта проблема с каждым годом становится, и будет становиться все существеннее.

Начальник отдела обеспечения процедур банкротства Управления А.А.Хохлов указал, что процедура банкротства является одним из инструментов урегулирования задолженности. Управлением ФНС России по Новгородской области в 2018 году направлено 129 заявлений о признании должника несостоятельным (банкротом) на общую сумму 428,3 млн. рублей.

Следует отметить, что Управление при принятии мер по инициированию процедур банкротами не преследует цель банкротства должника и участие в процедуре банкротства любой ценой. Для добросовестных налогоплательщиков, которые хотят погасить долг, но по объективным причинам не могут сделать это сразу, готово рассматривать проекты мировых соглашений.

В текущем году количество процедур банкротства существенно возросло по сравнению с предыдущими годами. По состоянию на 01.01.2018 г. в процедурах банкротства находилось 237 должников с суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов 1,59 млрд. рублей. По состоянию на 01.01.2019 их количество выросло примерно  на 30 % до 324 процедур с суммой задолженности, включенной в реестр требований кредиторов 1,64 млрд. рублей. По состоянию на 01.04.2019 количество должников составляет 363 с суммой долга, включенного в РТК 1,8 млрд рублей.

На настоящий момент в процедуре наблюдения находятся 40 должников, в процедуре внешнего управления – 1, в процедуре конкурсного производства – 163 должников, в процедуре реструктуризации долгов гражданина – 52 должников, в процедуре реализации имущества гражданина –107 должников.

По видам экономической деятельности по состоянию на 01.04.2019 г. наибольший удельный вес должников банкротов – 25% (49 должников - банкротов) – приходится на деятельность по операциям с недвижимым имуществом, 20% (40 должников - банкротов) приходится на оптовую и розничную торговлю, 15% (30 должников - банкротов) приходится на строительство, 9 % (20 должников - банкротов) приходится на транспортировку и хранение,  8% (18 должников - банкротов) приходится на сельское и лесное хозяйство, на обрабатывающее производство 7% (17 должников банкротов) и 14% (29 должника-банкрота) на остальные виды деятельности.

По результатам работы за 2018 года погашение задолженности в процедурах банкротства составляет 354,2 млн. рублей. По результатам работы за 3 месяца текущего года погашение задолженности в процедурах банкротства составляет 55,8 млн. рублей.

С докладом об итогах декларационной кампании 2019 года выступила начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов Управления Н.В.Степанова.

По состоянию на 01.05.2019 года в налоговые органы области поступило более 39,5 тыс. деклараций по налогу на доходы физических лиц, что 0,7 тыс. больше уровня прошлого года. Исчисленная в декларациях сумма налога к возврату из бюджета составила 865,9 млн. рублей (на 68,2 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года), сумма налога к доплате – 94 млн. рублей (на 24 млн. руб. больше аналогичного периода прошлого года). 

Отчитались о полученных доходах 7,5 тыс. физических лиц, обязанных представлять декларации, или 57,3 % (в прошлом году за аналогичный период было представлено 60,4% от обязанных). Из них представили декларации: 651 индивидуальный предприниматель или 46,1 % от числа  обязанных продекларировать свои доходы;46 нотариусов, или 100 %; 88 адвокатов, или 96,7% от числа обязанных; 6,7 тыс. физических лиц (58,2 % от числа обязанных), получивших доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей в уставном капитале и др.

Из 39,5 тысяч представленных деклараций: с доходами более 1 млрд.руб. представлена 1 декларация, от 500 млн.руб. до 1 млрд.руб. 3 декларации, от 100 млн. руб. до 500 млн.руб. 12 деклараций, от 10 до 100 млн.руб. 60 деклараций, от 1 до 10 млн.руб. 1929 деклараций и более 37,5 тысяч деклараций где доходы не превысили 1 млн.руб.

Для получения налоговых вычетов представлено 32 тыс. налоговых деклараций.

С нарушением установленного срока (после 30.04.2019) в налоговые органы по состоянию на 01.06.2019 года уже представлено 116 деклараций от физических лиц, обязанных отчитаться о своих доходах за 2018 год. За непредставление в установленные сроки в инспекцию декларации по форме 3-НДФЛ с налогоплательщика  взыскивается штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей. А в случае неуплаты налога в установленный срок (15 июля), начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным дня уплаты налога.

Также Н.В.Степанова осветила актуальные вопросы администрирования НДФЛ для налоговых агентов: порядок заполнения и представления формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), расчета формы 6-НДФЛ.

На слушаниях также выступили заместитель начальника контрольно-следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новгородской области Т.В.Мокрушина, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области Ю.В.Михайлов.

Выступающие отметили, что публичные слушания помогают сделать деятельность налоговых органов более прозрачной для налогоплательщиков и повышают уровень доверия к контролирующим органам. Наша общая и главная цель – переориентировать работу в области контроля и надзора на предупреждение нарушений обязательных требований и повысить информированность налогоплательщиков.

В завершение слушаний специалисты налоговой службы ответили на все вопросы присутствующих  представителей налогоплательщиков.

Подводя итоги мероприятия, А.М.Пуркис  отметил, что проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований позволят налоговым органам региона в дальнейшем выстраивать свою работу с учетом выявленных потребностей налогоплательщиков, а также активизировать деятельность по тем или иным направлениям.