О применении налоговой ставки и повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для блокированной жилой застройки
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Пермскому краю от 25.03.2025 № 21-05/04258@ о применении налоговой ставки и повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога (далее – налог) в отношении земельных участков, предназначенных для блокированной жилой застройки, и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России. В связи с этим к полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (обязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение главы 31 «Земельный налог» Кодекса.
Кроме того, ФНС России не может подменять полномочия и решения нижестоящих налоговых органов, принимаемые в рамках их компетенции, в т.ч. касающиеся исчисления налога.
В письме не содержится исчерпывающих сведений о земельных участках, в отношении которых рассматривается вопрос об условиях налогообложения. Указанное препятствует направлению ответа исходя из конкретных обстоятельств.
Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387, пунктом 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по налогу устанавливаются, в частности, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, предусмотренных главой 31 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 34.2 Кодекса регламентировано, что разъяснения налоговым органам по вопросам применения нормативных правовых актов о налоге дают финансовые органы муниципальных образований.
С учетом изложенного за разъяснениями нормативных правовых актов по налогу применительно к определенным объектам налогообложения целесообразно обращаться в соответствии со статьей 34.2 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (далее – Классификатор).
Классификатор, утверждённый приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 (зарегистрирован Минюстом России 15.12.2020, регистрационный № 61482), содержит отдельные наименования и самостоятельные описания видов разрешенного использования земельных участков – «для индивидуального жилищного строительства» и «блокированная жилая застройка».
В ряде случаев вопросы установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором, находятся в ведении органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка (часть 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В связи с изложенным в письме ФНС России от 24.01.2019 № БС-4-21/1092@ налоговым органам разъяснялось, что в случае выявления неопределенности в вопросе применения налоговой ставки в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «для коттеджной застройки», учитывая, что такой вид разрешенного использования отсутствует в Классификаторе, возможно направление запросов органам, уполномоченным на принятие решения об установлении соответствия между вышеуказанным видом разрешенного использования и видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными Классификатором. Исходя из полученных разъяснений обеспечивается применение налоговой ставки в отношении определенного объекта налогообложения.
Полагаем возможным использовать аналогичный подход к рассматриваемому вопросу о соответствии вида разрешённого использования земельного участка виду разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства», указанному в Классификаторе.
Если в рассматриваемой ситуации земельный участок, предназначенный для размещения жилых (многоквартирных) домов блокированной застройки, не относится в соответствии с разъяснениями уполномоченного органа (в т.ч. на основе документов градостроительного зонирования) к земельным участкам, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, позиция УФНС России по Пермскому краю о применении условий определения налоговой ставки для земельных участков, приобретенных для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, не поддерживается.
В таком случае, по мнению ФНС России, для земельного участка, приобретенного для жилищного строительства, исчисление налога производится по налоговой ставке, установленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, если иное не следует из разъяснений, полученных налоговым органом в соответствии со статьей 34.2 Кодекса. Указанная позиция также содержится в письмах Минфина России от 28.11.2019 № 03-05-05-02/92395, от 11.06.2020 № 03-05-05-02/50666, от 10.06.2021 № 03-05-06-02/45688.
Вопрос о применении повышающего коэффициента в соответствии с пунктом 15 статьи 396 Кодекса при исчислении налога в отношении земельного участка, разрешенное использование которого предусматривает строительство жилого дома блокированной застройки, рассмотрен в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 № 75-КАД23-5-К3.
Информация о Кассационном определении направлена налоговым органам для использования в работе письмами ФНС России от 07.02.2024 № БС-4-21/1311@, 19.02.2024 № БВ-4-7/1786@.
Настоящее письмо носит информационно - справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук