Об отнесении к хозяйственным строениям или сооружениям для целей применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации линейных объектов
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Республике Бурятия от 10.04.2025 № 23-15/01473@ об отнесении к хозяйственным строениям или сооружениям для целей применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) линейных объектов и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 34.2 Кодекса, разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Минфин России. В связи с этим к полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (обязательное для всех участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) разъяснение главы 30 «Налог на имущество организаций»
Кодекса.
Кроме того, ФНС России не может подменять решения нижестоящих налоговых органов, принимаемые в рамках их компетенции, касающиеся исчисления налога на имущество организаций (далее – налог) и формирования сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах
налога.
В письме не содержится исчерпывающих сведений о линейных объектах, в отношении которых рассматривается вопрос об условиях налогообложения налогом. Указанное препятствует направлению ответа исходя из конкретных обстоятельств. Вместе с тем, полагаем возможным
направить следующие рекомендации.
По вопросу об определении для применения подпункта 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса принадлежащих налогоплательщикам-организациям хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства,
огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, до налоговых органов доведена сохраняющая актуальность позиция ФНС России (письмо от 17.12.2024 № БС-4-21/14257@), поддержанная Минфином России (письмо от 16.12.2024 № 03-05-04-01/126774).
По аналогичному вопросу до налоговых органов также доведены разъяснения Минфина России (письмо от 16.05.2017 № 03-05-04-01/29325).
Глава 30 Кодекса не содержит определения понятия «хозяйственные строения или сооружения» и «линейные объекты», что исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса влечет необходимость использования соответствующих институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства
Российской Федерации в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
В свою очередь, отраслевое законодательство содержит понятие «хозяйственные постройки – сооружения и (или) строения, возводимые на садовых земельных участках и огородных земельных участках, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных
нужд» а также предусматривает
использование:
- земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), для возведения производственных, бытовых и иных строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов,
правил и нормативов,
вспомогательных сооружений;
- земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, для размещения хозяйственных построек, исчерпывающий перечень которых Классификатором видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрен.
Согласно Критериям отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703, строения и сооружения являются строениями и сооружениями вспомогательного использования при их соответствии хотя бы одному из следующих критериев, в частности:
- строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием, строением или сооружением (далее – основной объект), строительство строения или сооружения предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к основному
объекту, и предназначено для обслуживания основного объекта;
- строение или сооружение располагается на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), либо для ведения гражданами садоводства для собственных
нужд, в том числе является хозяйственной постройкой, сооружением, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором постройка, сооружение созданы (создаются),
при этом количество надземных этажей строения или сооружения не превышает 3 этажей и его высота не превышает 20 метров.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты – линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные
сооружения.
Учитывая, что перечисленные положения и доведенные налоговым органам позиции Минфина России (письма от 16.05.2017 № 03-05-04-01/29325, от 16.12.2024 № 03-05-04-01/126774) не исключают в ряде случаев при наличии оснований, предусмотренных законодательством
о градостроительной деятельности, отнесение к хозяйственным строениям или сооружениям, в т.ч. вспомогательного использования, линейных объектов определенных видов, по вопросу о наличии (отсутствии) таких оснований применительно к конкретным объектам
налогообложения налогом, расположенным на земельных участках с видами разрешённого использования, перечисленными в подпункте 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, полагаем целесообразным обращаться в органы публичной власти, реализующие на территории муниципального
образования по месту нахождения объекта налогообложения полномочия в области градостроительной деятельности.
В связи с изложенным предложение УФНС России по Республике Бурятия об исключении объектов недвижимости вида – «сооружения» из алгоритма определения в АИС «Налог-3» кода по СНТС в отношении хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных
участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не поддерживается.
Вопрос о наличии исчерпывающих документированных оснований для внесения в АИС «Налог-3» изменений кода объекта недвижимости по СНТС относится к полномочиям территориальных налоговых органов.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин