ENG

Необходим ли переход от подетального регулирования к установлению общих принципов налогового администрирования обсудили на ПМЭФ’21

Дата публикации: 03.06.2021 18:00

Перспективы развития и трансформации налогового администрирования и законодательства обсудили на сессии «Налоговая система России: образ будущего. Отвечая на вызовы», модератором которой выступил председатель комитета Государственной думы Федерального собрания РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров. Дискуссия прошла в рамках Петербургского международного экономического форума-2021.

Руководитель ФНС России Даниил Егоров рассказал, что долгое время Служба развивала электронный документооборот в сегменте b2g, то есть при онлайн-взаимодействии с бизнесом. Однако данные рождаются не при контактах бизнеса и государства, а при работе налогоплательщиков друг с другом.

«Если не будут решены вопросы в этом сегменте, то это всегда будут тяжелые и неудобные процессы. Мы проанализировали международный опыт и увидели, что каждый раз, когда государство ставит свой интерес впереди, получается дорогая, тяжелая, неудобная технология, вызывающая максимум сопротивления. Мы поняли, что если мы предоставим комфортную инфраструктуру, то сделаем благо не только для налогоплательщиков, но и для государства», - отметил он.

Поэтому деятельность Налоговой службы по развитию системы ЭДО направлена именно на то, чтобы в первую очередь удовлетворить интересы налогоплательщиков. Они получат не только комфортное налоговое администрирование, но и конкурентные преимущества за счет ускорения своих бизнес-процессов. «При правильном построении ЭДО у Службы и бизнеса просто не будет необходимости в коммуникации. Кроме того, кратно сократятся издержки на обслуживание российской налоговой системы», - заявил Даниил Егоров.

Отвечая на вопрос о необходимости донастройки налогового законодательства, глава ФНС России сообщил, что ведомство научилось работать без четкого описания каждого отдельного действия. «Мы сейчас много говорим о том, чтобы государство делало максимум сервисов, а что это такое? Это кастомизация под каждого человека и очень большая гибкость. А как можно описанием каждой отдельной процедуры ее обеспечить? Получается, что есть правоотношения, в которых мы созрели до того уровня, что нам достаточно просто формировать принципы», - рассказал он. Пример тому – налоговый режим для самозанятых.

Технологическую зрелость Налоговой службы отметил министр финансов РФ Антон Силуанов. «Если раньше учетом и исчислением налогов занимался налогоплательщик, а Служба его только проверяла, то теперь их роли переменились. Этот переворот сознания ведет к внесению изменений в законодательство, которые сделают его более комфортным для налогоплательщиков. Упрощение администрирования позволит упростить работу бизнеса, что мотивирует его развиваться и расти, а значит – платить больше налогов», - сообщил он.

В дискуссии также приняли участие министр экономического развития РФ Максим Решетников, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) Тадзио Шиллинг, управляющий партнер PwC в России и странах Евразии Игорь Лотаков, партнер, руководитель глобальной практики по работе с государственными налоговыми органами компании EY Петр Медведев, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов.