ENG

Крупнейшим налогоплательщикам ответили на вопросы, касающиеся процедуры рассмотрения возражений и жалоб

Дата публикации: 21.06.2013 13:26 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области в рамках разъяснительной работы в части досудебного урегулирования налоговых споров ответила на поступившие вопросы крупнейших налогоплательщиков, касающиеся процедуры рассмотрения возражений и жалоб.

Вопрос: Является ли срок для продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки пресекательным? Будет ли существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки нарушение налоговым органом данного срока?

Ответ: В соответствии с п.1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом нарушение указанных сроков само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушения которых является безусловным основанием для отмены решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (отказе в привлечении к налоговой ответственности) вышестоящим налоговым органом или судом, относятся следующие условия:
- обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
- обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
На практике основанием для продления срока рассмотрения материалов налоговой проверки является неявка лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов проверки.
В то же время, если налогоплательщик надлежащим образом извещен, но не воспользовался своим правом присутствовать при рассмотрении материалов налоговой проверки, решение по итогам проверки может быть принято в его отсутствие (абз.3 п.2 ст. 101 НК РФ).

Вопрос: Является ли срок для подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения пресекательным? Может ли данный срок быть продлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству налогоплательщика?

Ответ: Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения регулируется статьей 101.2 НК РФ.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы. В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю) соответствующего решения.
Таким образом, срок для подачи апелляционной жалобы - 10 дней со дня вручения налогоплательщику (его представителю) соответствующего решения. Налоговым кодексом РФ не предусмотрена возможность продления данного срока.
В то же время налогоплательщик имеет право направить жалобу на вступившее в законную силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Вопрос: Организацией пропущен срок для возврата налога, излишне уплаченного за 2009 год, налоговым органом отказано в возврате данного налога. Нужно ли в досудебном порядке обжаловать действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога или можно сразу обратиться в суд?

Ответ: Согласно пункту 5 статьи 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок обжалования предусмотрен только для решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанные виды решений могут быть обжалованы в судебном органе только после обжалования их в вышестоящем налоговом органе.
Порядок возврата или зачета сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регулируется статьей 78 НК РФ. В соответствии с пунктом 9 статьи 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В настоящее время действующей редакцией Налогового кодекса РФ не предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган действий налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченного налога. Налогоплательщики, не согласные с отказом налогового органа в возврате излишне уплаченного налога, вправе обратиться с соответствующим заявлением в Арбитражный суд.

Следует отметить, что 19 июня 2013 года Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении принят Законопроект № 190725-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Данным законопроектом предусмотрено введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, а не только по решениям налоговых органов по налоговым проверкам.