Туристический налог является местным налогом, устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (федеральной территории «Сириус»), а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами этих субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований (федеральной территории «Сириус») и указанных субъектов Российской Федерации.
Плательщики налога
Плательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 418.3 НК РФ.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признается оказание услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус») и включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения.
Для целей исчисления туристического налога за налоговые периоды 2025 года исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории «Сириус») (далее - уполномоченный орган) вправе направить в налоговый орган по соответствующему субъекту Российской Федерации сведения о расположенных на его территории средствах размещения с одновременным направлением этих сведений в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере туристской индустрии, и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на организацию формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии.
Данные сведения подлежат размещению уполномоченным органом на его официальном сайте или на официальном сайте муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в день направления этих сведений. Средства размещения, указанные в направленных сведениях, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения со дня размещения сведений о них на соответствующем официальном сайте, если сведения об этих средствах размещения не содержатся в реестре классифицированных средств размещения.
Сведения направляются в налоговый орган по субъекту Российской Федерации по форме и форматам, которые рекомендованы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговая база
Налоговая база определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения (его части) без учета сумм налога и НДС.
Согласно пункту 2 статьи 418.4 НК РФ при условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих соответствующий статус физического лица, в налоговую базу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой следующим категориям физических лиц:
- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
- лица, удостоенные званий Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации или награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, лица, выполняющие (выполнявшие) возложенные на них задачи на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в период проведения специальной военной операции, указанные в пункте 6.1 статьи 210 НК РФ;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя», лица, награжденные знаком «Житель осажденного Сталинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды.
Представительным органам муниципальных образований (законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительному органу федеральной территории «Сириус») предоставлено право устанавливать дополнительные категории физических лиц, стоимость услуг по временному проживанию которых не включается в налоговую базу (пункт 3 статьи 418.4 НК РФ).
Налоговый период
Налоговый период - квартал.
Квартал
Ставки налога
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») и не могут превышать:
Налоговые ставки могут быть дифференцированы с учетом сезонности и (или) категории средства размещения.
Налоговые льготы
Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками (пункт 2 статьи 418.1 НК РФ).
Порядок исчисления налога
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу:
ФОРМУЛА РАСЧЕТА
Туристический налог
=
Налоговая база
*
Ставка налога
В случае, если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
Налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют налог в отношении таких услуг в размере минимального налога.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).
Уплата налога и представление отчетности
Уплата налога
Налог уплачивается в бюджет по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Если последний день срока уплаты налога выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.
Подача декларации
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения средства размещения.
Срок представления декларации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация представляется по форме (формату), которая утверждена ФНС России.
В случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), налогоплательщик вправе выбрать налоговый орган на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), в который представляется налоговая декларация, направив уведомление о выборе налогового органа в налоговые органы по месту нахождения средств размещения на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»).
Уведомление представляется налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней до установленного срока представления налоговой декларации однократно, за исключением случаев реализации (иного выбытия из владения налогоплательщика) средства (средств) размещения, по месту нахождения которого (которых) выбран налоговый орган, в который представляется налоговая декларация, по форме, утвержденной ФНС России.
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 НК РФ, представляют налоговую декларацию по туристическому налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Часто задаваемые вопросы
В случае, если сумма туристического налога, исчисленная в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 418.7 НК РФ, меньше суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 418.9 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения.
В случае, если налогоплательщик владеет несколькими средствами размещения в одном муниципальном образовании (в городах федерального значения или федеральной территории «Сириус») и они относятся к разным налоговым органам, то для представления декларации можно выбрать один налоговый орган по месту нахождения этих средств размещения.
Для этого в соответствии с пунктом 2 статьи 418.9 НК РФ в налоговый орган необходимо направить уведомление о выборе налогового органа, в который представляется налоговая декларация по туристическому налогу.
Уведомление о выборе налогового органа, в который представляется налоговая декларация по туристическому налогу, представляется однократно, кроме случаев реализации или иного выбытия из владения налогоплательщика средства размещения (п. 2 ст. 418.9 НК РФ).
При реализации или ином выбытии средства размещения, по месту нахождения которого выбран налоговый орган для представления налоговой декларации, налогоплательщик вправе выбрать другой налоговый орган для представления такой декларации, направив новое уведомление.
Срок подачи уведомления – не позднее 30 дней до установленного срока представления налоговой декларации по туристическому налогу.
Согласно пункту 1 статьи 418.7 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу.
Таким образом, сумма налога рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию, исходя из налоговой ставки, действующей в этот налоговый период, вне зависимости от даты фактического получения услуги в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 418.7 НК РФ сумма налога исчисляется в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу.
Таким образом, сумма налога рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию, исходя из налоговой ставки, действующей в этот налоговый период, вне зависимости от даты фактического получения услуги в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги.
В соответствии с положениями статей 418.2 НК РФ и 418.3 НК РФ налогоплательщиками туристического налога являются организации и физические лица, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании и включенных в реестр классифицированных средств размещения.
В случае, если в течение налогового периода (квартала) средства размещения, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином законном основании, включены либо исключены из реестра классифицированных средств размещения, то налог за соответствующий налоговый период исчисляется со стоимости услуг по временному проживанию за период нахождения средств размещения в реестре классифицированных средств размещения (с даты включения по дату исключения из реестра классифицированных средств размещения).
В соответствии со статьей 418.4 НК РФ налоговой базой по туристическому налогу является стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения.
Сумма налога рассчитывается налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы в момент полного расчета с лицом, приобретающим услугу.
Если налогоплательщиком осуществляется предоставление мест для временного проживания нескольких физических лиц в рамках одной услуги (одного договора на оказание услуг) и договор заключен с одним лицом, то налог исчисляется со стоимости данной услуги вне зависимости от количества лиц, проживающих в номере.
В налоговую базу по туристическому налогу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой физическим лицам, относящимся к одной из категорий, перечисленных в пункте 2 статьи 418.4 НК РФ.
Если налогоплательщиком осуществляется предоставление мест для временного проживания нескольких физических лиц в рамках одной услуги (одного договора на оказание услуг) и при этом договор на оказание услуг заключен с лицом, не относящимся к категориям лиц, перечисленным в пункте 2 статьи 418.4 НК РФ, то стоимость данной услуги включается в налоговую базу по туристическому налогу.
Если договор на оказание услуг заключен с лицом, относящимся к категориям лиц, перечисленным в пункте 2 статьи 418.4 НК РФ, то стоимость данной услуги не включается в налоговую базу по туристическому налогу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ индивидуальные предприниматели являются физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги по предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании и включенных в реестр классифицированных средств размещения, также являются плательщиками туристического налога.
Согласно пункту 2 статьи 418.3 НК РФ средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют налог в отношении таких услуг в размере минимального налога (п. 1 ст. 418.7 НК РФ).
Особенности регионального законодательства