Дата решения: 28.12.2016
Номер решения: АС-3-9/6756@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 78 НК РФ, Статья 207 НК РФ, Статья 209 НК РФ, Статья 216 НК РФ, Статья 224 НК РФ, Статья 231 НК РФ
Вид налога: Налог на доходы физических лиц
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Возврат суммы излишне уплаченного НДФЛ
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) которого обжалуются: налогоплательщик не может быть признан налоговым резидентом Российской Федерации, так как срок его пребывания на территории страны составил менее 183 дней
Позиция налогоплательщика: сумма излишне уплаченного НДФЛ подлежит возврату, так как налогоплательщиком получен статус налогового резидента Российской Федерации
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Пунктом 2 статьи 209 Кодекса определено, что объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка по НДФЛ устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 статьи 231 Кодекса возврат суммы НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 Кодекса.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2015
№ 16-П указал, что налоговый статус физического лица, исходя из критерия нахождения его в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента Российской Федерации, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета налога на доходы физических лиц, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.
Кодекс прямо указывает на необходимость для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду, а соблюдение налогоплательщиком условия пребывания в Российской Федерации не менее 183 календарных дней из 12 месяцев, следующих подряд, с учетом установленных правил исчисления данного срока позволит ему получить право на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.
Данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как дискриминационное в отношении физических лиц в зависимости от срока их пребывания на территории Российской Федерации, а также как выходящее за допустимые пределы дискреции федерального законодателя в этой сфере.
14.03.2016 заявитель в Инспекцию представил декларацию по НДФЛ за 2015 год, в которой им с ранее удержанного НДФЛ по ставке 30% произведен перерасчет суммы НДФЛ по ставке 13%, в связи с чем заявлен НДФЛ к возврату из бюджета.
Заявителем в Инспекцию с декларацией по НДФЛ за 2015 год представлены справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 11.03.2016 и дубликат миграционной карты.
В соответствии со справкой о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 11.03.2016, заявителем от ГКУ «Х» за период сентябрь - декабрь 2015 года получен доход, указана налогооблагаемая база по НДФЛ, указана сумма НДФЛ, удержанного у источника выплаты по ставке 30%.
Согласно отметке в копии дубликата миграционной карты, датой въезда Заявителя в Российскую Федерацию является 10.07.2015. Следовательно, срок пребывания заявителя в Российской Федерации в 2015 году составил 174 дня, в связи с чем он не мог быть признан налоговым резидентом Российской Федерации в 2015 году.
Таким образом, ввиду того, что заявитель находился в Российской Федерации в 2015 году менее 183 дней в календарном году, отсутствуют основания для перерасчета суммы НДФЛ, удержанного с него налоговым агентом - ГКУ «Х» по итогам налогового периода 2015 года.
Перейти к полному тексту решения по жалобе