Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях в 2022 году

Дата публикации: 18.01.2023 13:07

Количество обращений граждан, поступивших в налоговые органы Свердловской области в 2022 году, составило 114955 обращений без учета формализованных обращений, поступивших по Омниканальной платформе. Это составило 81% к уровню 2021 (141936 обращений) года. С помощью Интернет-сервиса «Обратиться в ФНС» было направлено 8354 обращения, а через Личные кабинеты налогоплательщика для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 78775 обращений, что составило 81,5% к предыдущему отчетному периоду. Кроме того, 2262 обращения поступили по ТКС, а 86 обращений с сайта GOSUSLUGI.RU. В целом доля обращений граждан, направленных по электронным каналам связи в 2022 году, составила 77,8% или 89477 от общего числа поступивших обращений.

В Управление в 2022 году поступило 3843 обращения, что составило 101,9% к уровню 2021 (3770 обращений) года, в том числе в электронном виде 1743 (или 45,4% от общего числа) обращения. В том числе 925 Интернет-обращений, 710 обращений из личных кабинетов, 86 обращений с сайта «GOSUSLUGI.ru» и 22 Интернет-обращения было перенаправлено на рассмотрение из МИ ФНС России по ЦОД № 2. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Управлением по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской было направлено на рассмотрение 4 обращения граждан. По сравнению с 2021 годом количество поступивших обращений увеличилось на 1,9 %, а в электронном виде уменьшилось – на 1,4 процента от общего числа поступивших.

Большую часть обращений граждан в свободной форме в 2022 году составили обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (38656 обращений или 33,6% от общего числа поступивших). В центре внимания, как и ранее, находились вопросы порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов на приобретение недвижимого имущества, а также предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам на лечение или обучение. Часть писем касалась разъяснения порядка начисления и уплаты налога на доходы физических лиц с дохода от продажи квартиры, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности. Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов.

Основные усилия по устранению причин обращений граждан по вопросам налогообложения доходов, а именно, несогласия налогоплательщиков с результатами камеральных налоговых проверок деклараций, поданных с целью получения налоговых вычетов, были направлены на разъяснение данных вопросов, как сотрудникам налоговых органов, так и налогоплательщикам посредством проведения дней Открытых дверей, семинаров и выступлений на телевидении, обеспечена работа «горячей линии». Управлением проводится еженедельный мониторинг соблюдения сроков проведения камеральных налоговых проверок деклараций по форме 3-НДФЛ. Проводится также мониторинг на предмет выполнения акцептования предзаполненных Заявлений/Сообщений о невозможности получения налоговых вычетов, а также на предмет соблюдения сроков проведения камеральных налоговых проверок заявлений о получении вычета в упрощенном порядке, в адрес инспекций области направлены письма

Весомая доля обращений граждан касалась вопросов исчисления и уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного, налога на имущество). Они содержались в 17804 обращениях (15,5 % от общего числа).

Основными причинами обращений граждан здесь являлись: вопрос полноты учета сведений об объектах налогообложения, вопросы о порядке исчисления имущественных налогов, в том числе о порядке использования налоговых льгот. Кроме того, граждане обращались с вопросами перерасчета сумм налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, либо в связи с фактом принадлежности объекта другим лицам со сходными персональными данными, интересовались величиной налоговых ставок. В отдельных случаях сообщали о неполучении налоговых уведомлений и отсутствии начислений в Личном кабинете.

В целях сокращения количества обращений в информационные ресурсы приняты и обработаны сведения регистрирующих органов об объектах недвижимого имущества, транспортных средствах и их правообладателях. Проведена верификация сведений о транспортных средствах с органами государственного технического надзора и государственной инспекцией по маломерным судам. Проведена информационная кампания о порядке предоставления налогоплательщикам налоговых льгот по имущественным налогам. Обеспечено получение и прием в информационные ресурсы сведений из Министерства социальной политики Свердловской области о лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей в целях предоставления налоговых льгот в беззаявительном порядке.

Третье место среди обращений граждан заняли вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (13910 обращений или 12,1% от общего числа), а также вопросов осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (3032 обращения или 2,6% от общего числа). Также от граждан поступали обращения по вопросу розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом.

Основная причина обращений физических лиц по вопросам задолженности – предъявление, по мнению заявителей, необоснованных сумм по требованиям об уплате налогов и страховых взносов. В частности, наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов, а также сведения о наличии задолженности в Личном кабинете налогоплательщика при условии перерасчета и уплаты имущественных налогов. Во всех подобных случаях налогоплательщикам даются необходимые разъяснения, неправомерно исчисленные суммы налога сторнируются, а недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадёжными к взысканию. Проводятся дистанционные мониторинги инспекций по полноте и своевременности разноски платежных документов на уплату налоговых платежей, а также по оперативному уточнению платежей, отнесенных к категории «невыясненных».

Налогоплательщиков продолжал волновать вопрос отсутствия информации по ранее уплаченным налогам в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц или на сайте Госуслуг. В целях минимизации обращений по данному вопросу, Управлением на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия за соблюдением инспекциями порядка осуществления зачета/возврата при письменных обращениях граждан. Заявителям направляются разъяснения о сроках актуализации информации о налоговых обязательствах на сайте Госуслуг и правильности заполнения платежных документов.

Заявителей также интересовала процедура возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, в том числе возврата госпошлины и НДФЛ. Кроме разъяснения порядка осуществления зачета/возврата, Управлением проводится ежеквартальный мониторинг соблюдения инспекциями области сроков зачета/возврата, установленных пунктами 4, 5, 6, 7. 8 статьи 78 Налогового кодекса и проверка правомерности отказа в осуществлении зачета/возврата излишне уплаченных сумм.

В текущем году оставался актуальным вопрос предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам. Работа по рассмотрению таких заявлений строится в соответствии с главой 9 Налогового кодекса и рекомендациями ФНС России. Управлением и инспекциями Свердловской области постоянно проводится разъяснительная работа по порядку предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов, страховых взносов.

В отчетном периоде Управлением и инспекциями области проведена большая информационная работа с налогоплательщиками-физическими лицами, направленная на погашение имеющейся задолженности. Более 2 тысяч листовок размещались в операционных залах инспекций области, на подъездах жилых домов, в общественном транспорте, на остановочных комплексах, в торговых центрах, кредитных учреждениях, в администрациях МО и в других людных местах. На сайтах администраций МО размещено 110 информационных сообщений по данной теме, на сайтах средств массовой информации размещено 35 новостных сообщений, в печатных СМИ размещено 32 статьи, 43 информационных сообщения размещены в эфире местных и региональных телекомпаний, 68 материалов размещены в радиоэфире. Также инспекциями области проведены 11 вебинаров, 13 семинаров и 24 «горячих» телефонных линий для налогоплательщиков. Также проводилась информационная работа о возможности информирования налогоплательщиков о задолженности посредством смс-сообщений и по электронной почте.

Остаются актуальными вопросы учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН (7307 обращений или 6,4% от общего числа), а также государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (3164 обращения или 2,8% от общего числа). Налогоплательщики задавали вопросы о требованиях к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, о регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и о прекращении деятельности в качестве таковых, о недостоверности и внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, в информационном ресурсе банковские счета, об отсутствии сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателей в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, а также о присвоении (изменении) адресов в ФИАС. Нередко граждане обращались с вопросами, касающимися обработки их персональных данных, смены или отмены двойного ИНН или аннулирования присвоенного идентификационного номера налогоплательщика.

На постоянной основе проводятся мероприятия по актуализации данных физических лиц в информационных ресурсах налоговых органов. Проведены уточняющие мероприятия по проведению сверки с ЕГР ЗАГС и выявлению потенциальных дублей физических лиц.

Немалый удельный вес среди обращений граждан в 2022 году в территориальных налоговых органах заняли вопросы об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, в том числе на основе патента, и уплаты налога на профессиональный доход, которые содержались в 9871 обращении (8,6% от общего числа).

Больше всего заявителей интересовали вопросы перехода индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения и возврат на иной режим; перехода граждан на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»; применения налоговых вычетов на сумму уплаченных индивидуальными предпринимателями страховых взносов при применении как УСН, так и ПСН; применения дифференцированных налоговых ставок по УСН на территории Свердловской области; применения мер налоговой поддержки в условиях принятия Правительством Российской Федерации антикризисных программ 2022 года.

По всем вопросам Управлением в инспекции области направлены методические письма, и обзор о результатах проведенных камеральных проверок деклараций по упрощенной системе налогообложения. Принято участие в вебинаре, проведенном уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх, по вопросам применения специальных налоговых режимов «Налог на профессиональный доход» и ПСН. Подготовлены ответы на вопросы налогоплательщиков, поступившие на форум «Диалог с властью», в котором принял участие заместитель руководителя Управления С.М. Кочнев.

Одним из критически важных вопросов, волнующих общество в настоящее время, в 4-ом квартале являлся вопрос о порядке уплаты налогов, сборов и взносов в виде Единого налогового платежа (далее – ЕНС) с 01.01.2023 года. Управлением и инспекциями на территории Свердловской области, начиная с мая 2022 года, проводится информационная кампания по порядку применения ЕНС (информационные материалы, брошюры, буклеты, вебинары и «круглые столы» с налогоплательщиками о преимуществах ЕНС). 16-17 ноября в онлайн-режиме проведен VII Уральский налоговый форум «Налоговая политика и практика: адаптация к новой реальности» по теме: «Единый налоговый платеж и единый налоговый счет – взгляд на 2023 год». 22 ноября 2022 года Управлением проведено совещание, направленное на разъяснение всех возникающих вопросов, в том числе по формированию поступлений в консолидированный бюджет Свердловской области, при введении с 01.01.2023 Единого налогового счета с участием представителей региональных властей, глав муниципальных образований и финансовых органов муниципалитетов Свердловской области, представителей Свердловской области в Совете Федерации.

Ещё одной из критически важных тематик обращений настоящего времени явились вопросы, касающиеся мобилизованных граждан и членов их семей. Граждан интересовали вопросы предоставления льгот по имущественным налогам, предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов, и продления рассмотрения жалоб, требующих предоставления дополнительных документов.

Значительное количество обращений граждан было посвящено теме нарушений налогового законодательства налоговыми агентами, а именно выплата «неофициальной» заработной платы работодателями, факты «неформальной» занятости, уклонение работодателей от налогообложения – 4941 обращение или 5,5% от общего числа. По данному виду нарушений инспекциями области проводятся мероприятия налогового контроля, по результатам которых принимается решение о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в отношении недобросовестного налогового агента.

На тему организации работы с налогоплательщиками в отчетном периоде, поступило 2794 (2,4%) обращения, содержащих отзывы об уровне обслуживания налогоплательщиков, работе электронной очереди и операционных залов. Вопросы использования информационных ресурсов содержались в 1509 (1,3% от общего числа) обращениях.