ENG

Спорить лучше до суда

68 Тамбовская область

Дата публикации: 12.08.2013

Издание: Газета "Тамбовская жизнь" от 07.08.2013
Тема: Налоговый компас
Источник:  http://www.tamlife.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=8777:спорить-лучше-до-суда&Itemid=56

Президент Российской Федерации В. Путин 2 июля подписал Федеральный закон № 153­ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ», согласно которому существенно изменился порядок досудебного урегулирования налоговых споров. О том, какие изменения ожидаются, и что это даст государству, Федеральной налоговой службе и, самое главное, налогоплательщику, рассказывает руководитель Управления ФНС России по Тамбовской области Л. Кругова.

— Любовь Ивановна, пожалуйста, проинформируйте подробнее о предстоящих изменениях порядка досудебного урегулирования налоговых споров.

— Вносимые изменения, прежде всего, направлены на совершенствование порядка досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками в целях создания для налогоплательщиков благоприятных условий для их урегулирования без обращения в суд, а также в целях снижения нагрузки на судебную систему.

Вводится обязательная досудебная процедура обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия должностных лиц. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.

— Изменятся ли сроки подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения налоговыми органами?

— Внесённые изменения в Налоговый кодекс существенно изменили как сроки для подачи жалоб, в том числе апелляционных, так и сроки для их рассмотрения налоговыми органами. Увеличивается до одного месяца срок подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Предусмотренный ранее срок подачи апелляционной жалобы зачастую оказывался недостаточным для подготовки налогоплательщиком мотивированной жалобы.

Изменены сроки на подачу жалобы. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Ранее указанный срок составлял три месяца.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, как и раньше может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Также предусмотрено право на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу в течение трёх месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобы).

Изменяются и сроки рассмотрения жалобы вышестоящим органом. Сейчас жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца со дня получения, при этом срок рассмотрения мог быть продлён, но не более чем на 15 дней. После вступления закона в силу жалобы на решения по результатам налоговых проверок будут рассматриваться в течение одного месяца со дня получения при возможном продлении этого срока ещё на один месяц. Для всех прочих категорий жалоб эти сроки сокращаются и составляют 15 и 15 дней соответственно.

— На что ещё посоветуете обратить внимание налогоплательщикам?

— Новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. При этом все жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь налоговый орган обязан в течение трёх дней со дня поступления такой жалобы направить её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу, вправе предоставлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе. При этом дополнительные документы рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Также чётко определён закрытый перечень оснований оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Во­первых, если жалоба не подписана лицом, её подавшим, или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на её подписание. Во­вторых, если жалоба подана после истечения установленного Кодексом срока её подачи, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано. Может быть оставлена жалоба без рассмотрения в случае её отзыва и если ранее подана жалоба по тем же основаниям.

— Станет ли возможным личное присутствие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы в административном порядке?

— Теперь закон прямо закрепил в части 2 статьи 140 НК РФ порядок рассмотрения вышестоящим органом жалобы без участия подавшего её лица. При этом налоговые органы продолжают руководствоваться в работе принципом информационной открытости.

В 2012 году Федеральной налоговой службой реализован специальный проект: «Узнать о жалобе», который позиционировался как первый шаг открытости процесса рассмотрения жалоб. С 2013 года такие сервисы были открыты во всех управлениях субъектов Российской Федерации. Данный сервис позволяет организациям и физическим лицам оперативно получать информацию о ходе и результатах рассмотрения поступивших жалоб.

— Какие преимущества для налогоплательщиков несут принятые изменения в законодательство?

— Вносимые в законодательство изменения создают единую, бесплатную и понятную для налогоплательщика административную процедуру, вводят ускоренный порядок рассмотрения отдельных жалоб, увеличивают сроки на подачу жалоб и дают плательщикам больше времени для подготовки аргументированных апелляционных жалоб.

При этом сохраняются все прежние преимущества административной процедуры разрешения возникших разногласий по сравнению с судебными тяжбами: быстрый способ рассмотрения соответствующего спора (в судах рассмотрение спора в среднем может продлиться от трёх месяцев до года); менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины); решения по рассмотренным жалобам вступают в силу со дня их принятия; порядок оформления и подачи жалобы менее формализован.

— А с точки зрения Федеральной налоговой службы и государства?

— Введение процедуры обязательного досудебного урегулирования всех налоговых споров создаёт условия для решения таких задач, стоящих перед Федеральной налоговой службой, как повышение качества контроля за законностью и обоснованностью решений, вынесенных подведомственными налоговыми органами; создание условий и стимулов для разрешения налоговых споров во внесудебном порядке. Данная процедура способствует разработке дифференцированных механизмов разрешения налоговых споров, стимулированию развития примирительных процедур. Содействует формированию конструктивного взаимодействия между налогоплательщиками (иными лицами) и налоговыми органами.

Налоговые органы смогут надлежаще и оперативно реагировать на допущенные ведомственные нарушения с целью повышения качества налогового администрирования, а постоянный мониторинг и анализ содержания налоговых споров позволит выявить проблемы в организации деятельности территориальных налоговых органов и своевременно направлять предложения по совершенствованию нормативно­правовой базы и налогового законодательства.

Государство при этом получает снижение числа судебных споров, а следовательно, экономию на содержании судебной системы. При этом принятие закона не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

— Перераспределяя нагрузку по рассмотрению налоговых споров в сторону административного порядка, можно спрогнозировать рост числа жалоб налогоплательщиков? Готова ли налоговая служба к повышению нагрузки?

— Мы прогнозируем, что введение обязательной процедуры досудебного урегулирования налоговых споров в отношении всех видов налоговых споров может привести к увеличению количества жалоб налогоплательщиков на 24 процента. При этом в последние годы ФНС России отмечает устойчивую тенденцию по снижению числа жалоб, с учётом чего ожидается, что после введения указанной процедуры нагрузка на соответствующие подразделения налоговых органов останется на уровне 2010 и 2011 годов.

— Когда принятые изменения вступят в силу?

— Процедура досудебного урегулирования всех налоговых споров станет обязательной с 1 января 2014 года.

Что касается остальных изменений, включая изменение сроков, то они вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.

При этом в случае, если жалоба (апелляционная жалоба) на акты налоговых органов ненормативного характера либо действия или бездействие их должностных лиц подана до дня вступления в силу закона, применяются положения части первой Кодекса без учёта изменений, внесённых законом.

Если же решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, было вручено налогоплательщику до вступления в силу закона и на момент вступления закона в силу не истёк срок на вступление соответствующего решения в силу, то такое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения.