ENG

Как разрешить налоговые споры, не обращаясь в суд, рассказали участникам публичного обсуждения специалисты регионального УФНС

Дата публикации: 06.09.2019 13:02 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Актуальные вопросы процедуры досудебного урегулирования налоговых споров рассмотрели участники очередного публичного обсуждения результатов правоприменительной практики налоговых органов Томской области.

Открывая мероприятие, глава регионального Управления ФНС Г.Г.Морозов подчеркнул, что разрешение налоговых споров во внесудебном порядке – это один из инструментов партнерского взаимодействия, позволяющий оперативно урегулировать возникшие у налогоплательщиков вопросы. Предусмотренный административный порядок обжалования не предполагает и не ставит своей целью провести разбирательство, подобное судебному. Это своего рода проверка имеющихся материалов, их всесторонний анализ на предмет законности принятого решения.

Как отметила в своем выступлении начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров областного УФНС Е.В.Гаврилова, такое взаимодействие позволяет оперативно реагировать на нарушения инспекций, выявленные при рассмотрении возражений и жалоб налогоплательщиков, дает возможность быстро принять соответствующие меры, повышая качество налогового администрирования, и значительно снижая тем самым число жалоб налогоплательщиков. Об этом свидетельствует и статистика: за первое полугодие текущего года количество поступивших жалоб в Томской области уменьшилось на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Рассказывая о практике защиты налогоплательщиками своих прав, Елена Владимировна отдельно остановилась на порядке и сроках обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган, подчеркивая важность правильного формулирования налогоплательщиком своих доводов и подтверждающих позицию доказательств. Она обратила внимание собравшихся на тематический раздел «Досудебное урегулирование налоговых споров» на сайте, который поможет любому лицу без специальных знаний в области налогообложения и юриспруденции подготовить жалобу и направить ее в налоговый орган.

Сейчас в Налоговом кодексе закреплен единый порядок обращения с жалобой. Она подается в ту инспекцию, чьи решения или действия должностных лиц оспариваются. И эта процедура, в отличие от судебного разбирательства, не влечет за собой никаких затрат. Не менее важна и оперативность рассмотрения жалоб. Жалобы на решения по налоговым проверкам рассматриваются в течение месяца, на действия (бездействия) должностных лиц – в течение 15 дней. Отследить ход рассмотрения жалобы можно посредством электронного сервиса «Узнать о жалобе».

Резюмируя состоявшееся обсуждение сложившейся практики урегулирования спорных вопросов, глава областного УФНС еще раз подчеркнул: правильность и правомерность реализованного права налогоплательщиками обеспечивает контроль законности и обоснованности решений, вынесенных инспекциями, и приводит к сокращению потенциальных причин возникновения налоговых споров.

В состоявшемся публичном мероприятии приняли участие Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Томской области В.А.Падерин, члены Общественного совета при УФНС России по Томской области, некоммерческие организации, поддерживающие развитие бизнеса в регионе, представители научной общественности, журналисты областных СМИ.