ENG

Региональное УФНС обсудило с налогоплательщиками вопросы применения ККТ и порядок получения электронной подписи

Дата публикации: 09.12.2021 06:46 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Сегодня под председательством и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области Г.А. Галимовой состоялось очередное публичное обсуждение результатов правоприменительной практики налоговых органов региона, на котором были рассмотрены актуальные вопросы в сфере законодательства о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) и порядок получения электронной подписи в Удостоверяющем центре ФНС России.

Открывая мероприятие, Галина Алексеевна отметила, что реформа по переходу на онлайн-кассы началась в России с 2016 года. За это время в стране более 2 миллионов налогоплательщиков зарегистрировали 3,7 миллиона касс, учтенная онлайн-кассами выручка составила свыше 180 триллионов рублей. В Томской области в настоящее время парк ККТ составляет 25 тысяч касс, объем выручки  – около одного миллиарда рублей.

Увеличению количества ККТ и легализации выручки способствуют проводимые в этом году отраслевые проекты – по исключению недобросовестного поведения на рынках и «Общественное питание». Проведение мероприятий налоговыми органами в рамках этих проектов продолжается, но уже сейчас в регионе в сравнении с прошлым годом отмечается рост выручки, пробиваемой на розничных рынках через кассы, на 24%, а в сфере общественного питания – на 45%.

Главный государственный налоговый инспектор контрольного отдела регионального УФНС
А.А. Каргапольцев
, подробно остановился на новых требованиях к онлайн-кассам, фискальным накопителям и операторам фискальных данных, вступивших в силу с 6 августа текущего года.

В частности, он обратил внимание, что для работы с маркированными товарами требуется использовать формат фискальных данных (ФФД) 1.2. В кассовом чеке будет отображаться результат проверки маркировки товара в виде специальных отметок. Таким образом, продавец сразу подтвердит подлинность товара, а покупатель убедится, что товар маркирован в базе. В тоже время за покупателем остается возможность через приложение «Честный знак» самостоятельно проверять маркировку товаров, что позволит дополнительно контролировать передвижение маркированных товаров.

Александр Анатольевич перечислил еще ряд изменений законодательства в сфере ККТ, в том числе уже действующих с 2021 года. Во-первых, для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения или являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 февраля 2021 года обязательно указание на кассовом чеке наименования товара (работы, услуги) и их количества (пункт 17 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 №290-ФЗ).

Во-вторых, 1 июля 2021 года истекла отсрочка, установленная Федеральным законом от 06.06.2019 №129-ФЗ, в части возможности не применять онлайн-кассы предпринимателями, не имеющими работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг.

Кроме этого, уточнены сведения, которые должны содержаться в чеках о продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке (постановление Правительства РФ от 08.07.2021 №1139). Определено, что до 20 апреля 2022 года в кассовом чеке можно не указывать код маркированного товара при продажах по образцам или дистанционно; через организации и ИП, которые оказывают курьерские услуги или услуги почтовой связи, связанные с доставкой товара конечным потребителям по поручению продавца; а также в вендинговых автоматах. После 20 апреля следующего года курьерские службы будут сканировать код маркировки и отражать в нем реквизит «Код товара» по установленным правилам.

Рассказывая о результатах контрольной работы налоговых органов региона А.А. Каргапольцев, отметил, что в текущем году наиболее часто встречающиеся нарушения связаны с применением кассовой техники, не соответствующей требованиям законодательства, – чуть менее 60% от общего количества выявленных нарушений (327 случаев). На практике это, как правило, выражено в неполном указании на кассовом чеке обязательных реквизитов. Также часто встречающееся нарушение – осуществление расчетов без применения кассовой техники (38% от общего количества). Представитель Управления напомнил, что за данные нарушения предусмотрена административная ответственность.

Рассматривая новый порядок получения электронной подписи (ЭП), начальник отдела информационной безопасности УФНС Е.П. Андреева напомнила, что с 1 января 2022 года в налоговой службе будут получать квалифицированные электронные подписи юридические лица (лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы.

Данную ЭП можно использовать на всех электронных площадках и сервисах, а также при предоставлении налоговых деклараций (расчетов) через операторов электронного документооборота и сервис «Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме» сайта ФНС.

При первичном получении электронной подписи обязательно личное присутствие предпринимателя или руководителя организации, передоверие полномочий первичного получения не допускается. При себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и сертифицированный носитель (USB токен) для записи на него ключей электронной подписи.

Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Это необходимо для обеспечения конфиденциальности ключей электронной подписи пользователя, исключения риска их компрометации и использования без ведома владельца, подчеркнула Евгения Петровна. ЭП предоставляется Удостоверяющим центром ФНС России на безвозмездной основе и действует 15 месяцев. Юридические лица, ИП и нотариусы могут получить электронную подпись в Томской области в семи точках выдачи по адресам налоговых инспекцией, которые можно найти в разделе «Контакты».

Кроме этого, налоговой службой определены доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России, в которые также можно обратиться за получением квалифицированной электронной подписи. На текущую дату ими выступают ПАО «Сбербанк России», АО «Аналитический центр» и ПАО Банк ВТБ.

В завершение мероприятия спикеры ответили на поступившие от налогоплательщиков вопросы.