ENG

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров с учетом изменений, внесенных в Налоговый Кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 02.07.2013 №153-ФЗ

Дата публикации: 15.07.2013 10:52 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В соответствии с принятым 02.07.2013 Федеральным законом №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон от 02.07.2013 №153-ФЗ) изменен порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

1. Изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона от 02.07.2013 №153-ФЗ

В соответствии с положениями Закона от 02.07.2013 №153-ФЗ изменены сроки вступления в силу решений налоговых органов :

  • с 10 дней на один месяц в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков);
  • с 20 дней на один месяц в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за свершение налогового правонарушения, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.

Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Федеральной налоговой службой, вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Положениями статьи 101.2 Кодекса установлен порядок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае обжалования решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

В статье 138 Кодекса дано понятие жалобы и апелляционной жалобы.

Так, жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

В статьях 139 и 139.1 Кодекса регламентирован порядок и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган  обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В соответствии с Законом от 02.07.2013 №153-ФЗ изменены сроки на подачу жалобы (апелляционной жалобы).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения

Также изменения, внесенные в Кодекс Законом от 02.07.2013 №153-ФЗ, предусматривают право налогоплательщиков на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу.

Жалоба в Федеральную налоговую службу может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

В статье 139.2 Кодекса устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

В жалобе  указываются:

  •  фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Положения статьи 139.2 Кодекса применяются также к апелляционным жалобам.

Статья 139.3 Кодекса предусматривает основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.

Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения  полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  •  жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

При этом решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Кодекса лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе представлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе.

При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные в порядке статьи 101 Кодекса, а также по жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) лица к ответственности за налоговое правонарушение,  вынесенные в порядке статьи 101.4 Кодекса, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. Об этом сказано в пункте 4 статьи 140 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 140 Кодекса определено, что вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В соответствии с Законом от 02.07.2013 №153-ФЗ изменены сроки на вынесение решений по жалобам.

 Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное налоговым органом в порядке статьи 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

При этом порядок исчисления сроков установлен в статье 6.1 Кодекса.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). Данное решение вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

2. Изменения в Кодекс, вступающие в силу с 01.01.2014

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона от 02.07.2013 №153-ФЗ и пункту 2 статьи 138 Кодекса  все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

Досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Кодексом. Срок для обращения в суд исчисляется  со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (пункты 2 и 3 статьи 138 Кодекса).

Акты ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке.