ENG

Разрешаем налоговые споры, не доводя до суда

Дата публикации: 24.12.2012 14:13 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров регламентируется статьями 137 – 140 Налогового Кодекса Российской Федерации и предусматривает подачу налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Преимущества урегулирования налогового спора в досудебном порядке:


экономия личного времени;
нет необходимости личного присутствия и, как следствие, затрат на проезд;отсутствие затрат на оплату госпошлины, судебных расходов;
простота оформления жалобы;
прямая заинтересованность сотрудников налогового органа в разрешении спора.


Жалоба – письменное обращение налогоплательщика в налоговый орган, выражающее несогласие с актом ненормативного характера либо с действиями или бездействием должностных лиц налогового органа.

Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Жалобы могут быть нескольких видов.

Апелляционные – подаются на не вступившие в силу решения налогового органа по проверкам. Решение считается вступившим в силу по истечении 10 рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем его получения налогоплательщиком. Решение, направленное заказным письмом по почте, считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты его направления.

Решение, обжалованное в апелляционном порядке, вступит в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.

Апелляционная жалоба подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех рабочих дней направить жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России по Тульской области: 300041, г.Тула, ул. Тургеневская, д.66).

Жалобы на решения налогового органа

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Такая жалоба подается в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России по Тульской области: 300041, г.Тула, ул. Тургеневская, д.66).

Жалобы на иные ненормативные акты налогового органа, а также на действия (бездействие) должностных лиц подаются в течение 3 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, непосредственно в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России по Тульской области: 300041, г.Тула, ул. Тургеневская, д.66).

Важно! Жалобы на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть обжалованы в досудебном порядке, до обращения в суд.

В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине этот срок может быть восстановлен по заявлению налогоплательщика при документальном подтверждении причины пропуска срока.

Налогоплательщикам желательно более полно отразить в жалобе суть своих претензий к налоговому органу, указать, с чем конкретно они не согласны, какие именно нормы права, по их мнению, нарушены налоговым органом и, по возможности, документально подтвердить свои доводы.

Жалоба (апелляционная жалоба) рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения и по ней принимается решение.

Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимой для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней. Уведомление налогоплательщика о продлении срока рассмотрения жалобы Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа, отменить либо изменить решение или вынести новое решение. По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу.

О принятом решении в течение трех рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.