Об определении налоговой базы в отношении земельного участка, не предназначенного для жилищного строительства и занятого объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Московской области от 02.06.2022 № 17-10/036244@ (вх. № 155254/В от 02.06.2022) об определении налоговой базы для исчисления земельного налога (далее — налог) в отношении земельного участка, не предназначенного для жилищного строительства и занятого объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (далее — объекты ЖКХ), и сообщает.
В соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые ставки по налогу не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами ЖКХ (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам ЖКХ) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки по налогу не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
Если в соответствии с положениями статьи 394 Кодекса при исчислении налога в отношении земельного участка, не предназначенного для жилищного строительства, применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от наличия на земельном участке жилищного фонда и объектов ЖКХ, а также иных объектов, полагаем, что налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам ЖКХ, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка.
Указанный вывод основан на положениях статьи 391 Кодекса, согласно которым:
- налоговая база определяется отдельно в отношении долей на земельный участок, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (пункт 2 статьи 391 Кодекса);
- для налогообложения земельного участка, расположенного на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенной в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле участка (абзац третий пункта 1 статьи 391 Кодекса).
Изложенный подход соответствует правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 № 7943/12 по делу № А33-5297/2011, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 по делу № А33-5297/2011 и разъяснениям Минфина России (письмо от 16.11.2006 № 03-06-02-02/138), доведенным налоговым органам письмом ФНС России от 30.11.2006 № ММ-6-21/1159@.
В рассматриваемом случае в целях определения налоговой базы Кодекс не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам ЖКХ.
По мнению ФНС России, к таким документам могут относиться документированные сведения из Единого государственного реестра недвижимости, вступившие в законную силу судебные постановления, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин