ENG

Межрайонная ИФНС России №3 по Ярославской области провела семинар на тему досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 11.09.2014 14:51 (архив)

9 сентября сотрудники Межрайонной ИФНС России № 3 по Ярославской области: начальник отдела досудебного аудита Пантелеева Елена Васильевна и специалист отдела досудебного аудита Жосан Марина Юрьевна провели семинар,  посвященный  теме  досудебного урегулирования налоговых споров, в котором приняли участие налогоплательщики г.Пошехонье и Пошехонского муниципального района.

Докладчики отметили, что Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность досудебного урегулирования налоговых споров, то есть спор между налогоплательщиком и налоговым органом может быть решен до подачи искового заявления в суд быстро и без лишних затрат на судебные издержки. С этой целью в налоговых органах с 2006 года созданы подразделения досудебного аудита.

Кратко рассказав о том, что такое досудебное урегулирование налоговых споров, докладчик остановила внимание слушателей на возможности использования налогоплательщиком права на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган, а именно – в Управление ФНС России по Ярославской области. 

При этом было отмечено, что жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана не только на решение налогового органа, но и на любой документ, подписанный начальником или заместителем начальника инспекции (например, требование об уплате налога, налоговое уведомление, постановление о взыскании за счет имущества налогоплательщика), а также на действия (бездействия) должностных лиц инспекции, если, по мнению налогоплательщика, они нарушают его права. 

В докладе было отмечено, что налогоплательщики – физические лица имеют право на досудебное обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. При этом был рассмотрен конкретный пример по  порядку представления жалобы налогоплательщиком, обратившимся в налоговый орган для получения социального вычета по налогу на доходы физических лиц. Докладчиком было замечено, что у налогоплательщиков возникает много вопросов по процедуре обжалования налоговых споров: куда нужно обращаться, в какие сроки, обязательно ли подавать жалобу в налоговый орган перед обращением в суд.

В связи с этим необходимо знать, что с 1 января 2014 года в налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Сроки и порядок обжалования установлены Налоговым Кодексом. Порядок представления возражений определен статьей 101 и 101.4 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Письменные возражения по акту подаются в инспекцию, составившую этот акт. Налогоплательщик вправе приложить к ним документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Таким образом, на указанные акты  налогоплательщик вправе до вынесения инспекцией решения представить в инспекцию свои возражения. Причем стадия подачи возражений не является обязательной в процедуре досудебного урегулирования налоговых споров.

Порядок подачи жалоб регламентирован главой 19 Налогового Кодекса.

Докладчиком были даны определения двух видов жалоб, подаваемых налогоплательщиками, и сроки их подачи. Было также отмечено, что все жалобы подаются в письменной форме через налоговый орган, вынесший решение, а также действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

При этом жалоба в обязательном порядке должна содержать указание на решение (иной документ) или действия инспекции, с которыми не согласен налогоплательщик, обоснование позиции заявителя жалобы и личную подпись налогоплательщика или его представителя. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не подлежат рассмотрению.

В случае подписания жалобы представителем физического лица (в том числе адвокатом) к жалобе должен быть приложен оригинал нотариально заверенной доверенности, подтверждающей полномочия представителя.

К жалобе должны быть приложены документы, на которые ссылается заявитель жалобы в обоснование своих требований, если такие документы не представлялись налогоплательщиком в инспекцию ранее.

Срок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решения налогового органа – 1 месяц с даты получения жалобы Управлением. При необходимости (например, для получения дополнительных документов по материалам дела) указанный срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Решение по иным жалобам (например, на действие или бездействие должностных лиц) выносится Управлением в течение 15 дней с даты получения жалобы Управлением. При необходимости указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

О принятом решении заявителю жалобы сообщается в письменной форме в течение 3-х рабочих дней со дня принятия решения.

В помощь налогоплательщикам, на официальном сайте ФНС России в блоке «Налогообложение в РФ» предусмотрен раздел «Досудебное урегулирование налоговых споров», содержащий информацию о процедуре досудебного урегулирования налоговых споров.

Кроме того, можно воспользоваться сервисом «Узнать о жалобе», который содержит информацию о жалобах, поступивших в налоговый орган: о дате поступления обращения, дате и результатах рассмотрения обращения.

В заключение докладчиками было отмечено, что досудебное рассмотрение налогового спора является альтернативной и эффективной возможностью достаточно быстро урегулировать конфликт. При этом подача письменных возражений (или устно заявленных при рассмотрении материалов акта) также может ускорить разрешение возникшей спорной ситуации.

Надо заметить, что слушатели выразили большой интерес к теме досудебного урегулирования налоговых споров. Налоговики ответили на многочисленные вопросы участников семинара.