ENG

Светлана Лебедева: Задать вопросы по ЕНС можно на интерактивных вебинарах УФНС

78 Санкт-Петербург

Дата публикации: 20.03.2023

Издание: Радиостанция Business FM
Тема: ЕНС
Источник:  https://bfmspb.ru/novosti/svetlana-lebedeva-zadat-voprosyi-po-ens-mozhno-na-interaktivnyix-vebinarax-ufns

Петербургские налоговики напомнили, что два раза в неделю проводят интерактивные вебинары, посвящённые ответам на конкретные вопросы предпринимателей по Единому налоговому счёту. На сайте ФНС создан специальный раздел, содержащий комментарии по наиболее типичным затруднениям, с которыми сталкиваются бухгалтеры. Однако пока практика свидетельствует о том, что вопросов меньше не становится. Подробнее о внедрении ЕНС – в эксклюзивном интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с заместителем руководителя Управления ФНС по Петербургу Светланой Лебедевой.

Максим Морозов: Как пилотный проект по внедрению Единого налогового счёта соотносится с практикой, когда ЕНС стал общеобязательным?

Светлана Лебедева: Проект, проходивший в прошлом году, всё-таки был пилотным. Пилотные проекты никогда полностью, на 100%, не соответствуют «боевому» режиму.

Максим Морозов: Не проходят без шероховатостей.

Светлана Лебедева: Любой масштабный проект не проходит без шероховатостей. Мы понимаем, что налогоплательщикам почему-то, по какой-то причине сложно заполнять налоговое уведомление. Хотя в уведомлении всего пять реквизитов.

Мы на всех семинарах говорим, что у нас на сайте, на промо-странице ФНС размещён налоговый календарь. Это exel-таблица, в которой есть данные, какой налог, какой КБК, какой код указать.

Каждый бухгалтер, заполняя уведомление, должен проверить правильно он это сделал или нет. В бухгалтерских программах есть и автоматическое заполнение, но я знаю бухгалтеров, которые по какой-то причине не пользуются бухгалтерскими системами. Знаю бухгалтеров, которы не хотят их покупать, потому что это дорого, руководитель не предоставляет денежные средства. Они заполняют сами, скачивают налоговый календарь и перепроверяют себя. Никто не может помнить всё, и не нужно помнить всё. Просто посмотрите, как правильно заполнить налоговое уведомление. Это основные вопросы, которые возникли сейчас с 1 января. Их практически не было в пилотном проекте, потому что он был усечённый, и не так много таких налоговых уведомлений представляли плательщики на пилотном проекте.

Максим Морозов: Не так много юридических лиц в принципе участвовало в пилотном проекте.

Светлана Лебедева: 31 юридическое из 300 тысяч в городе.

Максим Морозов: Как сейчас организована обратная связь с налогоплательщиками, у которых возникают вопросы? Вы обмолвились о том, что запланирована серия вебинаров, семинаров и мастер-классов.

Светлана Лебедева: Два раза в неделю управление Федеральной налоговой службы, я лично и мои коллеги, проводим вебинары через Тензор. Тензор делает рассылку по ТКС всем налогоплательщикам, и они могут подключиться, там указана дата и время.

В ходе вебинаров мы рассказываем об основных нововведениях, рассказываем про налоговые уведомления и отвечаем на вопросы. Они поступают в письменном виде, мы отвечаем сразу же в ходе вебинара. Если не успеваем ответить на все вопросы, то даём ответы в письменном виде. Это самое простое и быстрое получение обратной связи «от первого лица».

Максим Морозов: Как управление относится к значительному увеличению трудозатрат организаций при введении новой схемы платежей? Например, если раньше организация только оплачивала авансовые платежи, представляла декларацию или не представляла, допустим, по транспортному налогу, то теперь помимо платежа нужно представлять уведомление.

Светлана Лебедева: Да, действительно, нужно представлять уведомления. Они представляются по налогам с авансовой системой. Это форма, которая позволяет учесть налоги, которые заплатил плательщик на ЕНП, ведь он же платит платёжное поручение обезличенно — ИНН и сумма. Мы должны учесть этот платёж, поскольку обязанность плательщика возникает раньше, чем представление соответствующей отчётности. Мы понимаем, что в этой части трудозатраты увеличились. Конечно, уведомления нужно заполнять, но там всего лишь пять реквизитов, они элементарные.

Максим Морозов: Ещё один вопрос от предпринимателей. Организация с начала 2023 года представляет уведомления в виде распоряжения на перевод денежных средств в бюджет Российской Федерации. Налоговая инспекция регулярно в форме рассылки по ТКС просят организацию представить уведомление. Нужно ли письменно информировать налоговую о праве в течение 2023 года применять распоряжение на перевод денежных средств в бюджет или отправлять в территориальную налоговую копии распоряжений?

Светлана Лебедева: Конечно, нет.

Рассылка производится не конкретным налоговым органом, не конкретной налоговой инспекцией, на учёте в которой стоит плательщик. Рассылка идёт по федеральному уровню.

Как это происходит? Смотрится общее количество налогоплательщиков, выделяются плательщики, которые представили уведомления. Всем остальным уходит напоминание «не забудьте представить уведомление». Рассылка не предусматривает отсечение тех, кто представил распоряжение со статусом 02. Переживать по этому поводу не надо, здесь я бы обратилась только к тем плательщикам, которые выбрали для себя путь вместо уведомления платить распоряжением со статусом 02. Всегда очень важно правильно заполнить распоряжение. Если в нём совершить ошибку… Вы помните, мы много с вами говорили о том, что служило предпосылками введения ЕНС? Ошибки в платёжных поручениях.

Максим Морозов: Миллионы ошибок.

Светлана Лебедева: Миллионы. Мы сейчас смотрим, проверяем лично, индивидуально по каждому ИНН представленное распоряжение. 70% с ошибками! Поэтому мы призываем всех, не потому, что мы налоговики и должны всех обязать сдавать уведомления. Нет. Мы хотим, чтобы у плательщика всё было хорошо и всё, что он заплатил, дошло до соответствующего бюджета. Очень много ошибаются в распоряжениях.

Мы призываем платить уведомлениями. Совершив ошибку в распоряжении, вы можете её исправить только путём подачи уведомления.

Зачем выполнять двойную работу? Платите уведомлениями.

Максим Морозов: Ещё один вопрос. Насколько я понимаю, достаточно типичный. Организация применяет упрощённую систему налогообложения и в течение 2023 года будет оплачивать авансовые платежи по данному налогу. Бывают случаи, когда квартальные платежи перечисляются больше, чем сформируется начислений в декларации по году за соответствующий период. Нужно ли в данном случае перед сдачей декларации отправлять уточнённые уведомления, или налоговая самостоятельно скорректирует начисления на основании данных, представленных в декларации?

Светлана Лебедева: Обычная житейская ситуация, когда в течение квартала уплачивались определённые суммы, они декларировались, а по году плательщик понял, что годовая цифра будет меньше, чем в итоге он платил авансом. Совершенно нормальная ситуация. К чему она ведёт? У плательщика возникает переплата по году. На основании такого годового расчёта, всё, что было зарезервировано сверх в его карточках по этому налогу, поднимется на его единый налоговый кошелёк. Его переплата лежит на его кошельке, ему больше ничего делать не надо, он только представляет годовой расчёт, лишняя сумма высвобождается, попадает к нему в кошелёк, и он в праве ей воспользоваться по собственному усмотрению.

Максим Морозов: Вопрос с переплатой свыше трёх лет. При запросе на возврат налога на прибыль на конец 2022 года имелась переплата, компании отказали в части суммы, мотивов тем, что этой переплате более трёх лет. Ни вернуть, ни зачесть её невозможно. В начальное сальдо по ЕНС её тоже не переведут.

Светлана Лебедева: Вопрос понятен, Максим. Хотелось бы ИНН, потому что ситуаций очень много. Когда организация говорит: «У нас как будто бы была переплата уже в 2022 году свыше трёх лет, но при этом мы частью воспользовались, а потом нам сказали, что уже воспользоваться нельзя» — это очень сложно воспринимать на слух. Можно либо также обратиться за проведением индивидуальной сверки, либо просто предоставить нам ИНН. Мы посмотрим, что происходит. И по контактному телефону плательщика дадим обратную связь. Это тоже будет индивидуальная сверка, только проведёт её сотрудник управления, а не инспекции.

Максим Морозов: В настоящее время в налоговых инспекциях не всегда есть возможность получить справку о состоянии расчётов с бюджетом за прошлый год. Как в этой части организовано взаимодействие?

Светлана Лебедева: Действительно, справки о состоянии расчётов с бюджетом будут выдаваться только с 1 января. За прошлый год её получить нельзя, так работает система. Что касается этого года, справку можно будет заказать в личном кабинете, как только они откроются (они сейчас закрыты, пока проводятся мероприятия по формированию сальдо). Что делать сейчас, сию секунду, когда закрыт личный кабинет?

За предоставлением справки можно обратиться в любой налоговый орган. Для этого необязательно идти туда лично, можно запросить справку в электронном виде. Если хочется посмотреть более расширенно, осели ли все платежи, которые были заплачены в этом году, и как легли начисления, нужно провести сверку. Значит ли это, что, как раньше по регламенту ФНС нужно заполнить заявление по соответствующей форме, правильно его отправить? Нет, не нужно. Можно прийти в оперзал, попросить о проведении сверки. Если не хочется приходить — позвонить в свою налоговую инспекцию.

У каждого бухгалтера есть инспектор, с которым они привыкли общаться, это может быть инспектор по упрощёнке, это может быть инспектор по прибыли. Позвонить любому инспектору и сказать: «Я хочу посмотреть полную расшифровку своих обязательств и начислений, я хочу индивидуальную сверку». Такая сверка будет назначена в течение пяти дней. Если это какой-то конкретный вопрос, посмотрите, пожалуйста, на платёжное поручение номер такой-то, дата такая-то. Прошло или не прошло? Вам тут же ответят на вопрос, никуда ходить не надо.