ENG

Вопросы эффективного обмена информацией обсудили на встрече представителей ФНС России и МНС Республики Беларусь

Дата публикации: 20.03.2014 13:33 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Заместитель руководитель ФНС России А.Л. Оверчук и начальник отдела Контрольного управления С.А. Дуракова поделились с белорусскими коллегами опытом в сфере взаимодействия с Глобальным форумом по прозрачности и обмену информацией.

Данная тема является особо актуальной, поскольку налоговые администрации по всему миру все больше сталкиваются с проблемами ненадлежащего исполнения налогового законодательства. В решении этих проблем налоговые органы делают акцент на международное сотрудничество, основанное на внедрении международных стандартов прозрачности и эффективного обмена информацией. Повышение качества обмена информацией в налоговых целях способствует сокращению возможностей налогоплательщиков по сокрытию доходов и имущества. Разработка и контроль применения стандартов возложены на Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией.

В ходе встречи говорилось о предпосылках возникновения Глобального форума, его структуре, целях и работе, о международных стандартах по обмену информацией.

Особое внимание было уделено рассмотрению процессов экспертной оценки по Фазе 1 и Фазе 2. Фаза 1 нацелена на оценку нормативно-правовой базы для обеспечения прозрачности и обмена информацией в налоговых целях. Фаза 2 отражает степень внедрения этих стандартов на практике.

Фаза 1 и Фаза 2 проводятся экспертами по оценке Глобального форума в составе от двух человек (в зависимости от размера страны и опыта обмена информацией). Экспертная оценка основывается на четырех основных документах, разработанных группой экспертной оценки: техническое задание, дополненные методические указания для экспертной оценки, справка по критериям оценки и график проверок.

Техническое задание описывает стандарты прозрачности и обмена информацией. Они разбиты на 10 основных элементов, которые должны быть изучены в ходе экспертной оценки. Эти элементы являются ключевыми при проверке нормативно-правовой базы юрисдикции и практического внедрения стандартов.

Оценка по Фазе 1 осуществляется по каждому из вышеуказанных элементов: элемент присутствует (in place); присутствует, но требуются некоторые поправки (in place, but); отсутствует (not in place).

Оценка по Фазе 2 проводится в соответствии с положением каждого из основных элементов наряду с общей оценкой, осуществляемой на основе четырехуровневой системы: соответствует стандарту, в большей степени соответствует, частично соответствует или не соответствует. В большинстве случаев во время Фазы 2 осуществляется выезд экспертов в проверяемую юрисдикцию, что позволяет избежать недопонимания и повысить качество проекта отчета по результатам проверки, и, в конечном счете, избежать необходимости устных обсуждений в группе экспертной оценки.

В 2012 году Российская Федерация успешно прошла Экспертную оценку по Фазе 1, в настоящий момент находится в процессе Экспертной оценки по Фазе 2.

При оценке по Фазе 2 особое внимание уделяется организации компетентного органа (место в административной иерархии, внутренняя компетенция), подразделению, отвечающему за обмен информацией (укомплектованность штата, ресурсы, ИТ-оборудование), системам мониторинга, осведомленности сотрудников в отношении международных стандартов, взаимоотношениям с другими органами исполнительной власти, которые могут обладать необходимой информацией.

Важно также, чтобы было разработано руководство по обработке запросов, поступающих от компетентных органов иностранных государств, с установленными сроками их исполнения. Оценивается своевременность и полнота предоставляемых сведений.
При этом оценочная команда будет полагаться не только на сведения, предоставленные проверяемой юрисдикцией, но и на информацию, предоставленную другими странами - партнерами по соглашениям.