Дата публикации: 29.05.2015 09:40 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Круглый стол на тему «Международный опыт и возможность внедрения в России института предварительных налоговых разъяснений (tax ruling)» состоялся в рамках V Петербургского Международного Юридического Форума. Модератором круглого стола выступил заместитель руководителя ФНС России С.А. Аракелов.
Участники обсудили зарубежную практику предоставления предварительных налоговых разъяснений налогоплательщикам и вопросы применения данного подхода в налоговом администрировании.
С.А. Аракелов рассказал, что в области урегулирования налоговых споров ФНС России последовательно занимает позицию урегулирования споров до суда путем «внутренних пересмотров». Эффективный опыт использования обязательного обжалования решений по налоговым проверкам с 2009 года стал предпосылкой распространения обязательного досудебного урегулирования на все категории налоговых споров с 2014 года, включая споры связанные с регистрацией. Благодаря повышению качества налогового администрирования и выработке налоговыми органами единой правовой позиции за годы использования системы досудебного обжалования в 1,5 раза уменьшилось количество подаваемых в налоговые органы жалоб налогоплательщиков и в 2,6 раза сократились суды с налоговыми органами. При этом 80 % сумм требований налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками, рассматривается судами в пользу бюджета, - подчеркнул С.А. Аракелов.
ФНС России принято решение о размещении в открытом доступе решений по жалобам налогоплательщиков. На сайте Налоговой службы создан сервис «Решения по жалобам», который дает возможность ознакомиться с позицией налоговых органов по важным вопросам налогообложения.
В целях совершенствования налогового администрирования и снижения конфликтности в налоговых правоотношениях ФНС России на постоянной основе уделяет особое внимание внесудебным способам разрешения налоговых споров. Опираясь на опыт налоговых органов других стран, Служба в 2012 году впервые применила практику заключения мирового соглашения, а уже за 2014 год налоговыми органами России заключено более 40 таких соглашений в судах, - заявил С.А. Аракелов.
Он также упомянул о внедрении в российское налоговое законодательство института налогового мониторинга. Этот новый способ контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах основан на взаимодействии с налоговыми органами, предусматривающем доступ к данным бухгалтерского и налогового учета.
В продолжение темы развития внесудебных способов урегулирования налоговых споров С.А. Аракелов отметил, что успешный опыт применения примирительных процедур является предпосылкой внедрения института «предварительных налоговых разъяснений». Внедрение такого подхода предоставит налогоплательщикам возможность предварительного согласования с налоговым органом налоговых последствий сделки (или группы взаимосвязанных сделок), которая ещё не совершена, но предполагается к совершению.
Для бизнеса этот институт дает возможность спланировать свою деятельность на будущее, спрогнозировать налоговые риски еще на этапе заключения сделки. Для налоговых органов в результате получения информации о будущих сделках становятся более понятными бизнес-процессы конкретного налогоплательщика, определенной отрасли. При этом в дальнейшем налоговые органы контролируют выполнение налогоплательщиками разъяснений.
Судья Центрального налогового суда Королевства Таиланд Чирачави Интачан поделилась опытом привлечения специалистов (медиаторов) к разрешению сложных налоговых вопросов и практикой применения рулингов в Королевстве Таиланд. Питер Рейнхардт, партнер компании Ernst & Young (США), руководитель налоговой и юридической практики в СНГ, рассказал о механизмах, позволяющих налогоплательщикам в США получить письменную позицию налогового органа по тем или иным вопросам налогообложения.
Дэвид Джон, управляющий партнер службы налоговых и юридических услуг в странах Центральной и Восточной Европы PwC, сообщил о применении Великобританией института предварительных налоговых заключений и пояснил, как осуществляется контроль за выполнением налогоплательщиком разъяснений налогового органа.
Директор департамента доходов Министерства финансов Индии Веллор Анандараян привел примеры случаев выдачи налоговыми органами Индии предварительных решений.
Завершая заседание круглого стола, С.А. Аракелов резюмировал, что внедрение института предварительных разъяснений направлено, прежде всего, на повышение налоговой дисциплины налогоплательщиков и снижение налоговых рисков.
По итогам обсуждения концепция внедрения предварительных налоговых разъяснений нашла поддержку у всех участников круглого стола, представителей научного сообщества, бизнеса.
В дискуссии также приняли участие начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров Е.В. Суворова, начальник Правового управления О.В. Овчар, заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров Д.М. Казанский, заместители начальника Правового управления К.Г. Харитонов и В.В. Званков, доцент кафедры государственного и административного права Санкт-Петербургского государственного университета С.В. Овсянников и другие.