ENG

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2015 по делу № А75-9716/2015

Дата публикации: 12.11.2015 09:54 (архив)

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.09.2015 по делу № А75-8543/2015 осуществлен отказ в удовлетворении заявления ООО «КристалГеоСтрой».

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговый орган для проведения налогового контроля, а именно проведения почерковедческой экспертизы подписей в первичных бухгалтерских документах, вправе привлекать не только экспертов, но и специалистов.

Межрайонная ИФНС России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция) по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО «КристалГеоСтрой» (далее – налогоплательщик, Общество, ООО «КГС») вынесла Решение от 17.04.2015 № 43 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса, за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия); п. 1 ст. 123 Налогового кодекса – за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога.

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ООО «КГС» оспорило решение Инспекции в Управление. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика Управлением от 22.06.2015 № 07/234 решение Инспекции оставлено без изменения.

Как следует из материалов дела, при определении правильности исчисления налога на прибыль налоговый орган установил неправомерное включение обществом в 2011 – 2013 годах в состав затрат расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, по взаимоотношениям с контрагентами.

Так же в ходе выездной налоговой проверки установлена невозможность выполнения спорных работ контрагентами по заключенным договорам, ввиду отсутствия материальных ресурсов, управленческого или технического персонала, основных средств, транспорта, производственных активов.

Материалами дела доказано отсутствие в правоотношениях с контрагентами признаков, свидетельствующих о выполнении обязательств по договорам, заключенным с ООО «КГС». Об отсутствии реальных правоотношений с контрагентами свидетельствует кроме прочего отсутствие в представленных договорах контактной информации контрагентов, в том числе номеров телефонов, факсов, адресов электронной почты, что исключает возможность ведения переписки, обмена документов, оперативного решения вопросов, возникающих при исполнении взаимных обязательств, и не свойственно для отношений субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации. Тем самым договоры с названными контрагентами, оформлены без намерения осуществления обязательств по таким договорам.

Согласно пункту 14.6 Приказа УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 12.01.2012 № 12 «Об утверждении Положения об Экспертно-криминалистическом центре УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» к функциям центра относятся проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса в качестве специалиста привлечен начальник экспертно-криминалистического отдела полиции ОМВД России по г. Ураю Ханты – Мансийского автономного округа – Югры подполковник полиции Яровой О.В., имеющий свидетельство государственного образца № 006970.

С Яровым О.В. договоры об оказании экспертных услуг 07.08.2014 б/н, от 25.09.2014 б/н. от 25.12.2014 б/н. По результатам работ привлеченным специалистом выданы справки о проведенном почерковедческом исследовании.

Представитель заявителя указал на незаконность справок исследования подписей, однако данные доводы отклонены судом, так как на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговый орган для проведения налогового контроля вправе привлекать не только экспертов, но и специалистов. В соответствии со статьей 96 Налогового кодекса в необходимых случаях может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Вывод: Привлекая специалиста, налоговый орган реализует свое право, предоставленное статьями 31 и 96 Налогового кодекса. Мнение специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, подлежит оценке наряду с совокупностью иных обстоятельств, установленных в ходе выездной налоговой проверки и доказательствами, представленными в материалы судебного дела.

Дополнительно предоставляется необходимым указать, что специалист отличается от эксперта. Перед экспертом ставятся вопросы, по которым он должен дать свое заключение в письменной форме (п. 8 ст. 95 Налогового кодекса). В свою очередь специалист не дает заключений, он только проясняет какие-либо факты, которые интересуют налоговые органы, и высказывает свои суждения.

Поэтому принимая решение о проведении почерковедческом исследовании документов следует учитывать риски обжалование налогоплательщиками данных исследований и наличие доказательной базы, которая в своей совокупности с выводами специалиста должна быть полной и неоспоримо доказывать правомерность решения о привлечении к налоговой ответственности.