ENG

Информация о судебном деле № А75-17805/2017 по вопросу неправомерного предъявления налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета и созданию условий для вывода средств налогоплательщика в наличный денежный оборот

Дата публикации: 14.12.2018 12:04

В ходе выездной налоговой проверки Налогоплательщика по всем налогам и сборам за 2015 год Инспекция пришла к выводу о наличии согласованных действий по созданию «схемы», направленной на увеличение затрат по приобретению товара (самоходного теплохода «СТ-792») для искусственного завышения сумм налоговых вычетов по НДС, при наличии реальных хозяйственно-финансовых операций по приобретению товара.

Налоговым органом установлено, что с 06.03.2015 проверяемый Налогоплательщик владел судном на основании договора доверительного управления, заключенного с индивидуальным предпринимателем. Впоследствии между индивидуальным предпринимателем (собственником судна) и первым юридическим лицом заключен договор купли-продажи теплохода «СТ-792» от 14.08.2015. Стоимость договора составила 2 000 000 рублей, сумма НДС не выделена, так как продавец является физическим лицом. Согласно п. 2.3 договора купили-продажи все расходы, связанные с перерегистрацией судна (государственную пошлину за снятие с учета и постановку на учет на нового собственника) оплачивает Продавец. Однако по расчетным счетам индивидуального предпринимателя не выявлено каких-либо расходных операций, связанных с перерегистрацией судна, в том числе по уплате государственной пошлины за снятие с учета и постановку на учет нового собственника.

Дальнейшая реализация теплохода осуществлена первым юридическим лицом 28.08.2015 в адрес второго юридического лица, то есть спустя две недели после приобретения. Стоимость реализации составила уже 17 900 000 рублей с учетом НДС. Согласно, п. 2.1 договора купли-продажи расчет производится перечислением денежных средств на расчетный счет Продавца или другим способом, не противоречащим законодательству Российской Федерации. По данным банковских выписок, операций по зачислению денежных средств на расчетные счета продавца за проданное судно «СТ-792» не установлено. Следовательно, безналичные расчеты между юридическими лицами по купле-продаже судна «СТ-792» не проводились. При этом п. 2.4. Договора купли-продажи предусмотрено, что претензий по оплате по Договору у Продавца к Покупателю не имеется.

Кроме того продавец в своей книге продаж не отражает счет-фактуру выставленный покупателю, а покупатель отразил данный счет-фактуру в своей книге покупок.

В свою очередь юридическое лицо 03.09.2015, то есть спустя 5 дней после приобретения, реализовало теплоход в адрес проверяемого Налогоплательщика по цене 18 000 000 рублей с учетом НДС.

Также установлено, что сделки от имени всех участников совершены одним и тем же представителем по доверенности, который с 12.09.2016 является руководителем Налогоплательщика.

Таким образом, с 06.03.2015 судно фактически находилось в пользовании проверяемого Налогоплательщика, а последующие сделки купли-продажи носили мнимый характер, основной целью которых являлось наращивание цены товара и получение возмещения НДС из бюджета, поскольку, в случае приобретения судна у физического лица, Общество было бы лишено права на налоговые вычеты по НДС.

Суды первой и апелляционной инстанции подтвердили обоснованность выводов Инспекции о том, что в результате согласованных действий отдельных участников схемы, направленной на увеличение затрат по приобретению товара (самоходный теплоход «СТ-792»), Налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду в виде завышения налоговых вычетов по НДС. Негативным последствием создания описанной схемы, а также налоговой выгоды являются потери бюджета в виде неуплаченного в бюджет НДС.

В рассматриваемом случае подлинной экономической целью операций является приобретение проверяемым Налогоплательщиком судна непосредственно у физического лица, без вовлечения в систему расчетов цепочки посредников (двух юридических лиц), у которых отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей деятельности.

Также суды согласились с выводом Инспекции о том, что материалами, полученными в ходе выездной налоговой проверки подтверждается, что расчет между индивидуальным предпринимателем и первым юридическим лицом по условиям договора купли-продажи произведен наличными денежными средствами; расчеты между первым и вторым юридическим лицом не произведены; денежные средства, поступившие от Налогоплательщика в адрес второго юридического лица перераспределены на расчетные счета индивидуальных предпринимателей.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.03.2018 по делу № А75-17805/2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018, в удовлетворении требований Налогоплательщика отказано, решение налогового органа признано законным.