ENG

В Верховном Суде Российской Федерации завершено рассмотрение гражданского дела в пользу ФНС России

Дата публикации: 06.05.2014 14:04 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В Верховном Суде Российской Федерации в пользу ФНС России завершено рассмотрение дела № АКПИ13-916 по заявлению гражданина о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

В приложении к указанному приказу ФНС России содержатся требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, регламентирующие порядок оформления документов, представляемых в ФНС России для государственной регистрации юридических лиц, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Пунктом 2.12 Требований предусмотрено, что в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) листы А, Б, В, Г, Д заявления заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Гражданин, являющийся учредителем дачного некоммерческого товарищества, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного пункта Требований. По мнению гражданина, оспариваемая норма противоречит подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушает права граждан на создание дачных потребительских кооперативов, дачных некоммерческих партнерств. Также заявитель указал, что регистрирующий орган незаконно отказал ему в государственной регистрации юридического лица в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) и представлением заявления, не соответствующего положениям, содержащимся в пункте 2.9 Требований.

Кроме того, по мнению гражданина, пункт 2.12 Требований допускает неоднозначное его толкование и вызывает неопределенность, что является основанием для признания его недействующим. Неопределенность оспариваемой нормы подтверждается тем, что заявителю было отказано в регистрации данного некоммерческого партнерства по причине незаполнения листов В (сведений об учредителях) в заявлении о регистрации юридического лица, и в связи с тем, что третьим лицам было отказано в регистрации потребительского кооператива и гаражно-строительного кооператива по причине заполнения листов В (сведений об учредителях) в заявлении о регистрации юридического лица.

ФНС России возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения Требований соответствуют действующему законодательству, изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции и не нарушают права граждан на создание дачных некоммерческих объединений. Кроме того, пункт 2.12 должен применяться во взаимосвязи с пунктом 2.9, из чего следует, что в листе В заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) указываются сведения об учредителе - физическом лице хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов. В случае государственной регистрации юридических лиц иных организационно-правовых форм лист В не заполняется.

Отказывая гражданину в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что пункт 2.12 Требований соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, является определенным и каких-либо неясностей не содержит.

Так, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, ФНС России, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением установленного порядка его принятия и опубликования.

Также суд указал, что пунктом 2.9 Требований предусмотрено, что лист В заявления «Сведения об учредителе - физическом лице» заполняется в случае, если учредителем создаваемого юридического лица является гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства. Если учредителями создаваемого юридического лица являются два и более физических лица, то в отношении каждого учредителя заполняется отдельный лист В заявления.

Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявления гражданина, придя к выводу, что пункт 2.12 Требований не противоречит действующему федеральному законодательству, прав и законных интересов заявителя, как учредителя дачного некоммерческого объединения, не нарушает.

Не согласившись с таким решением суда, гражданин обжаловал его в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, которая оставила апелляционную жалобу гражданина без удовлетворения, поддержав позицию ФНС России.