ENG

Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен главой 9.1 «Решения собраний»

Дата публикации: 17.03.2014 09:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В связи с вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) дополнен главой 9.1 «Решения собраний».

Действие норм установленных главой 9.1 ГК РФ распространяется на корпоративные правоотношения, отношения, связанные с собраниями кредиторов при банкротстве, общими собраниями сособственников и других участников гражданско-правового сообщества.

По общему правилу решения собраний принимаются простым относительным большинством. Определен кворум такого собрания - не менее 50 процентов всех участников гражданско-правового сообщества (пункт 1 статьи 181.2 ГК РФ).

Решения собраний могут приниматься посредством заочного голосования (абзац 2 пункта 2 статьи 181.2 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 181.2 ГК РФ по каждому вопросу повестки дня собрания должно быть принято самостоятельное решение, если иное не установлено единогласным решением собрания. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

К оформлению протокола собрания предусмотрены определенные требования, которые зависят от того, проводилось собрание в очной или заочной форме.

В протоколе собрания, проводимого в очной форме (в форме совместного присутствия), должна содержаться следующая информация: дата, время и место проведения собрания, сведения о лицах, принимавших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, сведения о лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести запись об этом в протокол.

В протоколе о результатах заочного голосования должны указываться дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, сведения о лицах, принимавших участие в голосовании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, сведения о лицах, подписывавших протокол.

Обращает на себя внимание то, что в случае нарушения порядка принятия или оформления решения собрания оно является оспоримым (подпункт 4 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ). Однако нельзя исключать возможности применения общих положений о форме сделки к решениям собраний по аналогии закона (статья 6 ГК РФ).

Решение собрания может быть признано недействительным судом при несоблюдении требований закона, в том числе в случаях существенных нарушений порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющих на волеизъявление участников собрания, отсутствия полномочий у лица, выступавшего от имени участника, существенного нарушения правил составления протокола, в том числе правил о письменной форме протокола, нарушения равенства прав участников собрания.

Данный список не является исчерпывающим. Законом могут быть установлены иные основания.

Если иное не установлено законом, решение собрания ничтожно в случаях:

- принятия по вопросу, не включенному в повестку дня (правило не действует, если в собрании участвуют абсолютно все участники соответствующего сообщества);

- принятия при отсутствии необходимого кворума;

- принятия по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

- принятия решений противоречащих основам правопорядка или нравственности (данное основание является новым).

Из формулировки статьи 181.5 ГК РФ следует, что список оснований для признания решений собраний ничтожными является закрытым. Решения собраний, принятые с указанными выше нарушениями, ничтожны независимо от признания их таковыми судом.

Целью введения законодателем вышеизложенных правил относительно протокола решений собраний является не только обеспечение достоверности даты принятия решения, его содержания, установление лиц, ответственных за достоверность содержащихся в протоколе сведений, но дополнительная защита прав и законных интересов участников гражданско-правового сообщества.