ENG

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров имеет преимущества в сравнении с судебным порядком

Дата публикации: 18.11.2013 01:02 (архив)

Налоговым кодексом РФ установлена упрощенная процедура обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействий их должностных лиц и сроки рассмотрения жалоб.
Жалобы рассматриваются вышестоящими органами намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры. Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется в течение одного месяца со дня ее получения (п. 3 ст. 140 НК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 152 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок рассмотрения дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.
Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина. 
В случае подачи апелляционной жалобы, на период ее рассмотрения исполнение соответствующего решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения автоматически приостанавливается.
Еще одним преимуществом досудебного урегулирования налоговых споров является то, что деятельность подразделений налогового аудита в первую очередь направлена на улучшение администрирования налогоплательщиков, в том числе, на обеспечение единого подхода при проведении контрольных мероприятий, рассмотрении материалов налоговых проверок, и позволяет исключить системные нарушения, что ведет к сокращению немотивированных налоговых споров.
В случае неудовлетворения жалобы налогоплательщик может учесть позицию вышестоящего налогового органа при обращении в арбитражный суд.
В целом в результате деятельности подразделений налогового аудита достигается снижение количества налоговых споров, рассматриваемых в арбитражных судах, что также является одним из преимуществ административного порядка обжалования.
Такой порядок - один из основных способов утверждения режима законности в деятельности органов управления.