ENG

Письмо от 03.05.2024 № ШЮ-4-13/5215@

Об обязанности по представлению Налоговых расчетов

Номер: ШЮ-4-13/5215@
Дата письма: 03.05.2024
Дата публикации: 30.07.2024
Категория (тематика) письма: Все налоги
Теги: Статья 76 НК РФ, Статья 119 НК РФ, Статья 309 НК РФ


Вопрос: Представление Налоговых расчетов при приобретении товаров, выполнении работ, оказании услуг на территории иностранного государства

Ответ:

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями по вопросу исполнения обязанности по предоставлению в налоговые органы Налогового расчета сумм доходов выплаченных иностранным организациям и сумм удержанных налогов (далее – Расчет), в дополнение к письму от 14.11.2023 № ШЮ-4-13/14369@ сообщает следующее.

Федеральным законом № 389-ФЗ внесены изменения в пункт 3.2 статьи 76 и пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которым в случае непредставления налоговым агентом Расчета в течение 20 дней по истечении установленного срока представления Расчета налоговым органом принимается решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Также непредставление Расчета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной суммы налога, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

ФНС России обращает особое внимание, что письмом от 12.04.2022 № СД-4-3/4421@ доведена позиция, что «доходы иностранных организаций, получаемые от выполнения работ и оказания услуг на территории иностранного государства, в соответствии со статьей 309 Кодекса не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Расчете.

Также доходы иностранных организаций, полученные от сделок по реализации товаров в адрес российских лиц, не являются доходами от источников в Российской Федерации и могут не отражаться в Расчете».

Налоговым органам в целях анализа правомерности непредставления Расчетов российскими организациями и индивидуальными предпринимателями следует исходить из того, что доходы от выполнения работ и оказания иностранной организацией услуг вне территории Российской Федерации не являются доходами от источников в Российской Федерации в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

При оценке места выполнения работ и оказания иностранной организацией услуг налоговые органы должны руководствоваться широким перечнем фактов, обстоятельств и сведений. В качестве выполненных работ (оказанных услуг) на территории иностранного государства могут рассматривается, например:

  • услуги по обучению персонала российской организации, проведение которых осуществляется вне территории Российской Федерации;
  • туристические услуги, оказанные на территории иностранного государства;
  • выполнение для российского налогоплательщика проектно-изыскательских работ в целях реализации промышленных проектов вне территории Российской Федерации;
  • пусконаладочные работы оборудования, установленного на территории иностранного государства;
  • информационные, аудиторские, консультационные услуги, оказанные иностранным контрагентом удаленно;
  • прочие работы (услуги), место оказания которых не может быть однозначно определено как территория Российской Федерации.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что с 01.01.2024 к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом и отражению в Расчете, относятся доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса. При этом для применения данного подпункта указанные работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

В этой связи, налоговым органам при проведении контрольно-аналитической работы в отношении операций (сделок) российских налогоплательщиков с иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, необходимо не допускать необоснованного взыскания штрафов и приостановлений операций по банковским счетам российских налогоплательщиков в связи с неподачей Расчетов.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.



Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Ю.В. Шепелева